Ситуационный анализ

Психолого-педагогическими исследованиями установлено: процесс усвоения информации представляет собой по основным закономерностям процесс решения новых задач, а одним из главных условий управления обучением и одновременно одним из главных условий развития мышления является предварительная постановка заданий, вызывающих проблемные ситуации, активизирующих мыслительную деятельность обучаемых.

Под проблемной ситуацией при этом понимается «конфликт», возникающий в мышлении обучаемого в тот момент, когда ему предлагается задача, для решения которой у него недостаточно имеющихся знаний и способов действия. В этом случае он ставится перед необходимостью развивать свои знания, открывать для себя новое в известном.

В современных условиях как никогда труд руководителей и специалистов связан с необходимостью решения постоянно возникающих разнообразных задач. В основе каждой из них лежит та или иная ситуация: организационная, экономическая, административно-правовая или социально-психологическая.

При этом под ситуацией в самом общем виде понимается сочетание условий и обсто-ятельств, создающих определенную обстановку, положение. Наиболее широкими дидактическими возможностями обладают ситуации, содержащие проблемы. Вычленение и ранжирование проблем, их анализ и диагностика, поиск возможных вариантов решений и их принятие позволяют развить у обучаемых не только управленческую компетентность, но и умение работать с людьми, навыки эффективного взаимодействия.

В зависимости от характера освещения материала используются ситуации-иллюстрации, ситуации-оценки и ситуации-упражнения. Ситуация-иллюстрация заключает в себе пример из управленческой практики (как позитивный, так и негативный) и способ решения хозяйственной ситуации.

В чистом виде такого рода ситуации встречаются крайне редко, поскольку приводимый факт, как правило, может быть оценен с какой-либо точки зрения только как отрицательный или положительный. Ситуация-оценка представляет собой описание ситуации и возможное решение в готовом виде: требуется только оценить, насколько оно правомерно и эффективно.

Ситуация-упражнение состоит в том, что конкретный эпизод управленческой или социально-психологической деятельности препарирован так, чтобы его решение требовало каких-либо стандартных действий, например расчета нормативов, заполнения таблиц, использования юридических документов и т.д.

По степени обобщенности ситуации бывают конкретными и базовыми. Конкретные ситуации возникают во всех сферах формального и неформального общения, они имеют свои особенности и условия функционирования, отражая отдельные моменты управленческой и организационной деятельности. Две конкретные ситуации могут быть идентичными, подобными и полезными с точки зрения возможности заимствования решений.

Базовой ситуацией называется обобщенное описание совокупно-сти подобных конкретных ситуаций, которые можно отнести к од-ному классу. По степени новизны ситуаций и по применяемым для их решения методам анализа ситуации можно разделить на известные, неизвестные (новые), стандартные и модифицируемые.

Неизвестная, или новая, ситуация не соответствует ни одному из образцов и им подобным ситуациям. Такая ситуация может быть решена принципиально новыми методами, которые не имеют прототипов. Различаются также ситуации тривиальные и проблемные, что за-висит от частоты встречаемости и степени сложности поиска их решений.

Тривиальные конкретные ситуации вызывают трудности лишь у начинающих руководителей, их решение может быть уже проверенным на практике, то есть традиционным. Проблемные ситуации требуют многостороннего анализа и, следовательно, могут иметь не одно, а несколько решений. По степени определенности и способу решения ситуации делятся на детерминированные и вероятностные, структуризованные и неструктуризованные, формализованные и неформализованные.

Отраслевые и межотраслевые ситуации различаются в зависимости от отраслевого признака. Ситуации можно классифицировать и по иерархическому уровню управления, то есть в зависимости от того, на каком уровне управления принимается решение. В зависимости от композиционного построения ситуации делятся на одностадийные, двустадийные, многостадийные.

По специализации и широте охвата вопросов ситуации могут быть узконаправленными (технологические, экономические, оперативные, правовые, психологические, педагогические и т.д.) и комплексными (организационно-управленческие, социально-психологические, административно-хозяйственные). Различают ситуации и по длительности действия: долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные. Ситуации можно разделить также в зависимости от характера материала, на котором они построены.

Условно можно выделить «положительные» ситуации, построенные на эффективном управленческом опыте, «нейтральные» ситуации, от которых работа в организации не меняется, и «отрицательные» ситуации, в основе которых лежат управленческие ошибки, психологические промахи, низкий уровень компетентности руководителя или специалистов, несчастные случаи, негативные конфликты разрушительной силы и другие нежелательные явления, которых необходимо из-бегать, извлекая уроки и демонстрируя превентивный стиль управления.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)