Ситуативно-деловое общение младенца со взрослым

  1. Основные средствами общения ребенка
  2. Фор­мировании привязанности

Во втором полугодии жизни младенец, уже умеющий действовать с пред­метами, становится в новую позицию по отношению к взрослому. Преж­нее, ситуативно-личностное, чисто эмоциональное общение отодвигается на второй план. Это ярко проявляется в его поведении. Если взять 7-8-месячного ребенка на руки и попробовать просто улыбаться и ласко­во разговаривать с ним, он решительно отодвинет лицо взрослого и будет трогать все доступные и недоступные для манипулирования предметы -tволосы, воротник, серьги и т. д. Малыш хоть и любит ласки взрослого, но все чаще стремится переключить его внимание на окружающие предметы. Он с большим удовольствием будет наблюдать за тем, как взрослый иг­рает с игрушкой, чем слушать обращенные к нему ласковые речи. Посте­пенно малыш все настойчивее уклоняется от эмоционального общения и переключает взаимодействие в русло совместной игры с предметами. Если предметов нет, он требует, чтобы с ним играли в другие игры с дви­жениями, например «в козу» (Идет коза Рогатая…) или «по ровненькой дорожке… В яму бух!». От этих игр дети 7-10 месяцев приходят в восторг. Но простого «сюсюканья» ребенку уже недостаточно. Ему нужно что-то делать вместе со взрослым. Это означает, что, общаясь со взрослым, мла­ денец второго полугодия стремится удовлетворить уже потребность не только в доброжелательном внимании, но прежде всего в соучастии, в практическом сотрудничестве со взрослым. Среди мотивов общения на первое место выдвигаются деловые мотивы: взрослый привлекает мла­денца с точки зрения его умений действовать с предметами. Теперь взрос­лый выступает для ребенка не только как любящий и заботящийся чело­век, но и как партнер по совместным действиям.

Основными средствами общения ребенка, помимо экспрессивномических, становятся предметные действия и локомоции: позы и жесты, используемые для целей общения (приближение или удаление, вруче­ние или протягивание предметов, изображение требуемых действий, бросание игрушек и пр.).

Таким образом, во втором полугодии жизни возникает новая форма общения со взрослым, которая получила название ситуативнодело­вой. Такое общение происходит на фоне совместных действий ребенка с предметами. Для этой формы характерна потребность в сотрудниче­стве со взрослым, деловые мотивы общения и предметно-действенные средства. Появление у детей потребности в сотрудничестве не следует автоматически из развития манипуляций с предметами, хотя они и яв­ляются необходимым условием формирования этой потребности. Од­ним из важных условий возникновения потребности в сотрудничестве является достаточное удовлетворение ранней, более примитивной по­требности во внимании взрослого. Это достигается на этапе ситуатив­но-личностного общения. Дефицит такого общения приводит к тому, что и во втором полугодии ребенок будет стремиться только к ласке и вниманию взрослого и избегать предметного взаимодействия.

Другим, также необходимым условием является организация взрос­лым реального взаимодействия с предметами. Исследования показали, что усвоение предметных действий и формирование потребности в со­трудничестве протекают успешнее, если происходят в условиях лично­стного контакта с ребенком на фоне предметной деятельности.

Характер общения взрослого с ребенком играет большую роль в фор­мировании привязанности. В одной экспериментальной работе изуча­лось влияние общения с младенцем на его отношение к взрослому. В этом исследовании взрослый предлагал детям первого и второго полу­годия жизни различные варианты общения:

  • ситуативно-личностное — ласковое обращение и разговор;
  • ситуативно-деловое — демонстрация новых игрушек и действий с ними;
  • речевое, познавательное общение — чтение детских книжек.

Оказалось, что младенцев первого полугодия одинаково радовали все три варианта общения. Их потребность в доброжелательном внимании удовлетворялась ласковым, спокойным голосом взрослого и индивиду­альной обращенностью к нему. К концу первого года дети явно предпо­читали ситуативноделовое общение со взрослым.

Результаты данной работы позволяют говорить о том, что основой привязанности ко взрослому является степень удовлетворения потреб­ности в общении, соответствующей возрасту ребенка.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)