Систематизация законодательства о воспитании, об охране прав, интересов, духовного и физического здоровья детей и подростков

В органах прокуратуры, включая городское (районное) звено, установлена единая система учета и регистрации законодательства, правового, другого нормативного материала.

Самостоятельный раздел систематической картотеки законодательства – перечень законодательных актов о несовершеннолетних. В этом разделе картотеки учитываются нормативные акты, содержащиеся в официальных изданиях.

Нормативный фонд прокуратуры создается и пополняется за счет различных источников. Вышестоящие прокуратуры должны решать основные методические и организационные вопросы систематизации законодательства, оказывать помощь городским (районным) прокуратурам в этой работе.

Правовые акты, регламентирующие проблемы борьбы с правонарушениями и преступлениями несовершеннолетних, следует классифицировать по определенной схеме:

  1. Общие вопросы предупреждения правонарушений и преступлений несовершеннолетних.
  2. Образование (принципы и состояние организации и реализации образования).
  3. Трудоустройство и трудовая занятость несовершеннолетних.
  4. Организация досуга несовершеннолетних (принципы организации и материального обеспечения свободного времени несовершеннолетних).
  5. Воспитание детей в семье.
  6. Организация охраны здоровья несовершеннолетних.
  7. Охрана прав и законных интересов несовершеннолетних.
  8. Организация профилактики правонарушений несовершеннолетних.
  9. Ответственность несовершеннолетних.
  10. Компетенция и организация работы государственных органов по борьбе с правонарушениями и преступлениями несовершеннолетних.
  11. Компетенция и организация работы общественных организаций и объединений по предупреждению правонарушений и преступлений несовершеннолетних.

Примерные положения о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (постановление Правительства РФ от 27 ноября 2000 г., № 896), не конкретизируют в соответствии с действующим законодательством порядок разрешения вопросов, имеющих принципиальное значение для деятельности указанных учреждений, это:

  • регламентация (порядок) помещения детей в специализированные социальные учреждения;
  • определение продолжительности нахождения детей в специализированных социальных учреждениях;
  • определение правового статуса (кто выполняет функции законного представителя) детей, находящихся в специализированных социальных учреждениях;
  • регламентация порядка возвращения детей в семью или перевода их в другие учреждения.

Отсутствие решений по этим вопросам приводит не только к нарушению прав детей и их родителей, но и к отсутствию единообразной практики, следствием чего станет нарушение законодательства.

Пункт 9 Примерных положений фактически возлагает на персонал данных учреждений обязанность выявлять детей, оставшихся без попечения родителей. Это противоречит ч.1 ст.121 Семейного кодекса РФ, запрещающей деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей.

Указанные обстоятельства требуют усиления координации и надзорной функции прокуратуры в этой сфере жизнедеятельности несовершеннолетних.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)