Систематическая десенситизация
Официальное начало поведенческой терапии связывается с именем Джозефа Вольпе. Вольпе определял невротическое поведение как «закрепившуюся привычку неадаптивного поведения, приобретенного в результате научения». Принципиальное значение придается тревоге, являющейся составной частью ситуации, в которой происходит невротическое научение, а также составной частью невротического синдрома.
Для объяснения механизма психотерапевтического воздействия Вольпе создал теорию реципрокного торможения. Речь идет о торможении тревожных реакций в результате одновременного вызывания других реакций, которые с физиологической точки зрения являются антагонистическими по отношению к тревоге, несовместимы с ней. Если несовместимая с тревогой реакция вызывается одновременно с импульсом, который до сих пор вызывал тревогу, то условная связь между этим импульсом и тревогой ослабевает.
Такими антагонисти- ческими реакциями по отношению к тревоге являются прием пищи, реакция самоутверждения, половые реакции и состояние релаксации. Самым действенным стимулом в устранении тревоги оказалась мышечная релаксация.
Вольпе использовал технику прогрессивной мышечной релаксации (Я. Якобсон) (J. Jacobson). Обучив пациента технике глубокой релаксации, переходят ко второму шагу — составлению иерархии ситуаций, вызывающих страх. Далее пациенту, находящемуся в состоянии релаксации, предлагается представить себе ситуацию, занимающую самую низкую позицию в иерархии, то есть наименее ассоциированную со страхом.
В качестве примера приводятся пятнадцать сцен из иерархии, предложенной пациенту со страхом полета в самолете (Д. Бернштейн, Э. Рой с коллегами):
- Вы читаете газету и замечаете объявление авиакомпании.
- Вы смотрите телевизионную программу и видите группу людей, садящихся в самолет.
- Ваш шеф говорит, что вам нужно совершить деловую поездку на самолете.
- Остается две недели до вашей поездки, и вы просите секретаря забронировать билет на самолет.
- Вы в своей спальне, укладываете чемодан для поездки.
- Вы принимаете душ утром перед поездкой.
- Вы в такси по пути в аэропорт.
- Вы проходите регистрацию в аэропорту.
- Вы в зале ожидания и слышите объявление о посадке на ваш рейс.
- Вы стоите в очереди перед трапом самолета.
- Вы сидите на своем месте в самолете и слышите, как начинает ра- ботать его двигатель.
- Самолет приходит в движение, и вы слышите голос стюардессы: «Застегните ремни, пожалуйста».
- Вы смотрите в окно, когда самолет выходит на взлетную полосу.
- Вы смотрите в окно в то время, как самолет отрывается от земли.
- Вы смотрите в окно, когда самолет уже в воздухе.
При другом варианте систематическая десенситизация осуществляется не в представлении, а in vivo, путем реального погружения в фобическую ситуацию. Этот вариант представляет большие технические трудности, но, по мнению ряда авторов, он более эффективен, может применяться для лечения больных с плохой способностью вызывать представления.
В литературе приводится случай, когда человек, страдающий клаустрофобией, научился переносить все меньшее ограничение до такой степени, что чувствовал себя комфортно в застегнутом на молнию спальном мешке.
Систематическая десенситизация может проводиться по методике, называемой фединг (затухание), при которой вместо стимуляции воображения используются слайды с изображением объекта фобии или специальные кинофильмы, содержащие сцены, вызывающие страх (например, сцены полета на самолете при фобии полетов).
- Интеграция когнитивных методов в систему личностно-ориентированной психотерапии
- Применение когнитивной терапии
- Поведенческие техники
- Когнитивные техники
- Цели и основные стратегии когнитивной терапии
- Когнитивные искажения
- Теория когнитивной терапии
- Когнитивные модели эмоциональных и личностных расстройств
- Основная концепция
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу