Система источников лицензионного права РФ

Под источниками лицензионного права традиционно понимаются нормативные правовые акты, содержащие нормы лицензионного права. Система источников лицензионного права весьма обширна.

В нее входят федеральные законы, указы Президента Российской  Федерации,  постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, а также акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В настоящее время источники лицензионного права начинают напоминать действительно определенную систему, что связано, прежде всего, с принятием Закона о лицензировании.

Однако до момента введения в действие нового Закона о лицензировании в системе российского законодательства было трудно найти более обширный и разрозненный массив законодательства. Впервые понятие «лицензирование деятельности» появилось в российском праве с принятием 2 декабря 1990 г. Закона РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР». Однако в этом отраслевом акте содержались нормы о лицензировании кредитных организаций.

25 декабря 1990 г. был принят Закон РСФСР «“О предприятиях и предпринимательской деятельности», который стал основополагающим документом, регулирующим вопросы взаимодействия государства с предприятиями и который предоставлял свободу субъектам предпринимательства, в том числе в выборе сферы деятельности.

Государство оставило за собой монопольное право на осуществление лишь некоторых видов деятельности, связанных с оружием, наркотиками, радиоактивными и драгоценными металлами, особо опасными заболеваниями, орденами и медалями, а также производством ликероводочных и табачных изделий.

В названном Законе содержалась также весьма примечательная норма п. 4 ст. 21 Закона: «Отдельные виды деятельности могут осуществляться предприятием только на основании специального разрешения (лицензии)».

При этом уточнялось, что перечень этих видов и порядок получения лицензии определяются Советом Министров РСФСР и Советами Министров входящих в ее состав республик или уполномоченными ими органами.

В дальнейшем посредством внесения изменений в конституционное законодательство субъекты Российской Федерации были уравнены в своих правах, и данная норма стала распространяться на органы исполнительной власти краев, областей и городов федерального значения.

Таким образом, в законодательстве появились общие нормы о возможности лицензирования определенных видов деятельности. При этом предполагалось, что перечень лицензируемых видов деятельности будет определен Правительством Российской Федерации или правительствами входящих в нее республик.

Роль такого перечня (который, к сожалению, не был принят своевременно) должна была состоять в том, что появилась бы возможность сразу определить те сферы деятельности, которые нуждаются в особом контроле государства для обеспечения реализации публичных интересов.

Однако принятие данного перечня было отложено на четыре года и лишь в декабре 1994 г. было принято Постановление Правительства Российской Федерации, закрепившее перечень лицензируемых видов деятельности и порядок проведения лицензирования.

Справедливости ради необходимо отметить, что Верховный Совет СССР 26 мая 1991 г. принял Постановление «О видах деятельности, которыми предприниматели вправе заниматься только на основании специального разрешения (лицензии)».

Данным документом был утвержден достаточно обширный перечень лицензируемых видов деятельности. За нарушение норм данного постановления была введена ответственность в размере всего дохода от деятельности без лицензии, и устанавливался штраф, равный незаконно полученному доходу.

Однако на протяжении последующих трех лет актами Верховного Совета, Президента и Правительства Российской Федерации названный перечень постепенно расширялся.

Правовое регулирование лицензирования хозяйственной деятельности складывалось ситуативным образом: по мере появления и развития отдельных видов деятельности государство вводило, причем иногда с большим опозданием и как бы задним числом, их лицензирование.

При этом не наблюдалось и намека на единообразие или на единую государственную политику в этой области, самым ярким подтверждением чего было введение новых видов деятельности, подлежащих лицензированию, различными по юридической силе нормативными актами.

Иными словами, необходимость лицензирования одних видов деятельности закреплялась на законодательном уровне, а обязательность получения лицензии на занятие другими видами предпринимательской деятельности устанавливалась подзаконными актами.

На федеральном уровне к началу 1993 г. по рассматриваемому вопросу было издано более ста документов.

Чрезвычайно активное увеличение числа лицензируемых видов деятельности в 1993 г. связывают с постановлением Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 27 мая 1993 г. № 492 «О полномочиях органов исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов федерального значения по лицензированию отдельных видов деятельности», в котором было предусмотрено право федеральных государственных органов делегировать свои полномочия по лицензированию субъектам Российской Федерации.

Именно оно вовлекло в процесс расширения сферы лицензиро­вания субъекты Российской Федерации и позволило за короткий срок довести список лицензируемых видов до огромного числа. В итоге лицензированию подлежала практически любая деятельность.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)