Синонимия

Лексические синонимы — важнейший источник выразительности ораторской речи. Русский язык богат синонимами, редкие синонимические ряды насчитывают два-три слова, чаще их гораздо больше. Тождественных по значению слов немного (приставка — префикс), обычно синонимы отличаются друг от друга. Обозначая одно и то же, синонимы могут иметь иную лексическую сочетаемость (карие глаза — коричневые туфли, вороной конь — черный жемчуг); еще чаще им присущи стилистические различия, например:

Нередко синонимы принадлежат к разным сферам употребления: сосед — шабёр (обл.); кухня — камбуз (морск.); родители — предки (жарг.). Некоторые синонимы отличаются интенсивностью проявления признака, действия (некрасивый, безобразный, уродливый, отталкивающий, омерзительный).

Из множества синонимов говорящий должен выбрать самый точный, наиболее уместный в тексте, принадлежащем к определенному стилю. Обилие синонимов не облегчает, а осложняет их использование: совсем не просто из множества близких, похожих слов выбрать единственно верное, наиболее оправданное в речи.

Писатели напряженно трудятся во время стилистической обработки текста, подбирая самые точные слова. Оратор (если он говорит не «по бумажке») поставлен в более сложные условия, так как он должен сразу выбрать самое необходимое слово из множества близких по значению. И если нужный синоним не приходит на ум, говорящий начинает уточнять сказанное, подбирая похожие слова, впадая в многословие.

А.Ф. Кони писал в отзыве о книге своего коллеги П. Сергеича «Искусство речи на суде»: «…Не одна чистота слога страдает в наших судебных речах: страдает и точность слога, заменяемая излишком слов в выражениях иногда простого и ясного понятия, причем слова эти нанизываются одно за другим…» Такое нагромождение синонимов в речи бездарного оратора иллюстрируется отрывком из его выступления на суде.

Показания свидетелей в главном, в существенном, в основном совпадают; развернутая перед вами картина во всей своей силе, во всем объеме, во всей полноте изображает такое обращение с ребенком, которое нельзя не признать издевательством во всех формах, во всех вымыслах, во всех отношениях; то, что вы слышали, это ужасно, это трагично, это превосходит всякие пределы, это содрогает все нервы, это поднимает волосы дыбом.

В античной риторике нанизывание синонимов рассматривалось среди фигур прибавления. Возможно, процитированный оратор хотел продемонстрировать этот риторический прием, однако обращение к нему в данном контексте оказалось не оправданным и послужило поводом для критики.

Другая проблема, связанная с неумением ораторов использовать синонимию родного языка, — это неоправданное повторение слов, которые говорящий не догадывается заменить близкими по значению. Процитируем пародию на диалог таких беспомощных собеседников (текст приводится в сокращении).

Встретился мне один молодой писатель.

  • Хочешь, я прочту тебе мой новый рассказ? — сказал он.
  • Конечно, — сказал я.
  • Ну как, нравится? — сказал он, кончив чтение.
  • Я скажу тебе правду, — сказал я.
  • Скажи, — сказал он.
  • Во-первых, у тебя на каждой строчке «сказал я» да «сказал он», — сказал я.
  • Сейчас можно говорить «сказал он» и «сказал я», — сказал он.
  • Во-вторых, тебе нечего сказать, — сказал я.
  • Я сказал все, что хотел сказать, — сказал он. (ЛГ)

Повторение слов может быть оправдано в особых случаях, когда оно, как учили античные риторы, включается в состав фигур прибавления, но, конечно, не в таком случае, как это показано в пародии. Современные стилисты рассматривают различные стилистические приемы открытого употребления синонимов, когда они ставятся рядом, нередко нанизываются, что, однако, не портит речь оратора, а придает ей выразительность и эмоциональность.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)