Синдромпальцевой апраксии

Начиная с работ Ж. Пиаже (1932), Дж. Брунера (1971), М. М. Кольцовой (1973), развитие тонкой моторики, произвольных движений и речевых актов рассматривают как взаимосвязанные процессы.

Во многих публикациях, по-священных недоразвитию речи у детей, цитированных выше,  авторы отмечают нарушения моторики, сопровождающие недоразвитие речи. Аналогичные наблюдения были по-лучены и в нашем исследовании.

Праксис пальцев исследовался посредством 4 разных заданий: «Позы пальцев», «Пересчет пальцев», «Завязывание 5 пар нитей» и «Шнуровка». Так было исследовано 44 ребенка. Дифференцированный подход к исследованию моторики показал неоднородность этой функции и определенную избирательность в отдельных проявлениях ее дефицитарности.

Наиболее часто моторная незрелость обнаруживала себя в первых двух заданиях (80% случаев). В 43% случаев дефицит проявлялся асимметрично: в 15% хуже справа и в 28% —хуже слева.

Ошибки при выполнении этих двух заданий выглядели следующим образом: нечеткость воспроизведенной позы, использование не тех пальцев, синкинезии, инверсия порядка касаний 2-4-м пальцами большого пальца, пропуск пальца при поочередном касании, замедленность переключения с одного движения на другое.

Значительно реже (23%) встречалась у детей несостоятельность в последних двух заданиях («Завязыва-нии 5 пар нитей» и «Шнуровке», требующих использования уже усвоенных ранее двигательных навыков.

Возможным объяснением выявленных различий при выполнении указанных 2 групп заданий может быть то, что первые два требуют при выполнении высокой степени сознательного кинестетического контроля за движениями и оперативного научения.

В последних двух используются уже выработанные, автоматизированные в той или иной степени двигательные навыки. Иначе го-воря, у наших испытуемых больше страдала координация произвольных дей-ствий, требующих высокой степени кинестетического контроля.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)