Симптоматология раннего периода речевого онтогенеза

Дизонтогенез речи в ранний период онтогенеза обусловлен теми же причинами, что были упомянуты выше, но проявляется несколько иначе. .

У детей с первичным неосложненным недоразвитием речи дизонтогенез становится заметным не ранее второго периода развития речи. В таких случаях характерна грубая диссоциация между полностью или относительно сохранной импрессивной речью и тяжелым отставанием в развитии экспрессивной речи. На протяжении всего описываемого периода последняя ограничивается лепетными, звукоподражательными однословными высказываниями.

Длина синтагм увеличивается чрезвычайно медленно. В клинической картине на пер-вый план выступают тяжелые нарушения синтагматических языковых опера-ций: фонотаксиса и синтаксиса, которые почти не дают динамики в созревании по сравнению с предыдущим периодом.

Слоговая структура почти не совершенствуется: среди слов преобладают лепетные двусложные итерации (ам-ам, ка-ка, ти-ти). Аналогичные наблюдения приводятся и другими авторами. Звуковая структура слова и звуконаполняемость остаются крайне нестабильными, а реализация отдельных звуков в слове — контекстуально зависимой.

На качество реализации звука зна-чительное              влияние оказывают его                    «соседи» в слове               или синтагме. Супрасегментарный уровень речи в большинстве случаев существенно не нарушен:     высказывания    ребенка     богато          интонированы,     что              отчасти компенсирует     в    процессе     коммуникации     дефицит     языковых    средств.

Коммуникативная     деятельность     проявляется     в    достаточно    богатых    и разнообразных формах ситуативно-делового общения, которое осуществляется с помощью скудных речевых средств, дополняемых жестикуляцией и мимико-пантомимических способов выражения.

Такие дети обычно проявляют живой интерес к окружающему, на невербальном уровне демонстрируют неплохие познавательные способности, своевременно овладевают основными навыками самообслуживания.

Подобная      клиническая      картина                     характерна      для алалической формы первичного тотального недоразвития речи и встречается относительно редко (3—5% от всех случаев ПНР).

Значительно более распространенной формой речевого дизонтогенеза, ма-нифестирующего в описываемом периоде, является та, которую мы наблюдали у так называемых микстов, то есть детей, имеющих сочетание нескольких расстройств.

Под нашим наблюдением находилось 9 таких детей в возрасте 19-31 месяца. Клиническое обследование выявило у большинства из них сочетание задержки психического развития и одного из синдромов первичного парциального недоразвития речи, которые более подробно будут описаны ниже.

Диагностически такие случаи представляли наибольшие затруднения. Диффе-ренциацию между первичным и вторичным недоразвитием речи в 2/3 случаев окончательно удавалось произвести лишь в динамике, 1-2 года спустя.

Данная клиническая группа весьма полиморфна как по симптоматике, так и по тяжести.   В            большинстве случаев     она     соответствовала      критериям параалалической формы первичного тотального недоразвития речи. Это означает, что у детей страдали все основные языковые средства: было нарушено звукопроизношение, отставала в развитии лексико-грамматическая сфера.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)