Педагогическая мысль в Древнем Китае

В основе богатых и своеобразных педагогических традиций Древнего Китая, как и других первых человеческих цивилизаций, лежит опыт семейно-общественного воспитания, уходящий корнями в первобытную эпоху.

Жизнь в любой семье протекала под знаком сложившихся веками обычаев и представлений. Так, считалось, что у каждого дома есть свой покровитель (цзаован), который оценивает поведение, труд и прилежание домочадцев.

Всем членам семьи следовало соблюдать определенные правила и ограничения, например запрет на бранные слова, поступки, которые могут навредить старшим и остальным родственникам. Людям представлялось, что существуют божества, следящие за нравственностью на земле.

Подобный настрой усиливала непременная атрибутика в каждом жилище – картинки сизображением нравоучительных сценок

В основе воспитательных отношений лежало уважение младших к старшими. Наставник почитался, как отец. Деятельность учителя считалась весьма почетной. Приобретение образования было делом крайне важным.

Согласно древним китайским книгам, первые школы в Китае появились в 3-м тысячелетии до и э и назывались сян и сюй. Сян возникли на месте прибежищ для престарелых, которые брались обучать и наставлять молодежь.

В сюй поначалу учили военному делу, в частности стрельбе из лука. Позже для обозначения учебного заведения пользовались словом сюэ (учить, учиться). Первые свидетельства о сюэ содержатся в отдельных надписях эпохи Шан (Инь) (XVI -XI вв до и э).

В тогдашних сюэ учились лишь дети свободных и состоятельных людей В программу обучения и воспитания входили шесть искусств мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью.

Эпоху Шан (Инь) сменила эпоха Чжоу (XI – III вв до и э). В этот период в школах обучались дети из высокопоставленных слоев (госюэ) и менее родовитой знати {сансюэ} госюэ в столице, сансюэ – в провинциальных городах.

Главной целью обучения было освоение иероглифического письма. Ко времени возникновения первых школ иероглифическим письмом владели немногие – т и пишущие жрецы. Умение пользоваться иероглификой передавалось по наследству и распространялось в обществе крайне медленно.

Первые иероглифы были высечены на черепашьих панцирях и костях различных животных. С X в до и э появляются иероглифы на бронзовых сосудах В VIII в до и э – начале новой эры для письма стали использовать расщепленный в пластины бамбук и шелковую ткань, на которых писали соком лакового дерева с помощью заостренной бамбуковой палочки.

После того как в начале II в и э стали изготовлять бумагу и тушь, процесс написания иероглифов и обучения иероглифическому письму стал более простым.

Подход к школьному обучению в Древнем Китае сводился к краткой, но емкой формуле легкость, согласие между учеником и учителем, самостоятельность школяров. Наставник заботился о том, чтобы научить самостоятельно ставить и решать различные задачи.

Китай стоит в ряду древних цивилизаций, где в недрах философской мысли были сделаны первые попытки теоретически осмыслить воспитание и образование. Основные философские школы сформировались в Китае к VI в до и э.

К ним относились моизм, школа легистов (законников) и конфуцианство Наибольшее воздействие на развитие педагогической мысли оказали Конфуций и его последователи.

Конфуций (551 —479 до и э) создал свою школу, где, по преданию, прошли обучение до 3 тыс учеников.

В дальнейшем мыслитель почитался как божественный покровитель науки и образования. Методика преподавания в школе Конфуция предусматривала диалоги учителя с учениками, классификацию и сравнение фактов и явлений, подражание образцам.

Конфуций обобщил опыт воспитания и образования Древнего Китая и высказал собственные оригинальные идеи в этой области. В основе их лежали общефилософские и социальные воззрения. Он рассматривал воспитание, нравственное самосовершенствование как существенный фактор человеческого бытия, непременное условие благополучия.

Стабильность общества, считал Конфуций, покоится на воспитании согласно социальному назначению “Государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном”.

Философский смысл заложен в постановке Конфуцием проблемы роли природы и общества в воспитании. Природа человека – тот материал, из которого при правильном воспитании можно сформировать идеальную личность.

Усматривая в воспитании огромную созидательную силу, Конфуций, однако, не считал его всесильным, увязывая конечный педагогический результат с наследственностью.

Развивая этот тезис, ученый отмечал, что возможности людей от природы неодинаковы он различал обладателей высшей врожденной мудрости (“сыны неба”, “правители”), людей, достигающих знания благодаря учению и вопреки ограниченным природным задаткам (“благородные мужи”, “опорагосударства”), людей, не способных к трудному процессу постижения знании (“чернь”).

Идеально воспитанный человек, по Конфуцию, должен был обладать высокими качествами благородством, стремлением к истине, правдивостью, почтительностью, богатой духовной культурой. По сути, китайскому философу принадлежит едва ли не первая в истории человечества идея всестороннего развития личности, где преимущество перед образованностью отдавалось нравственному началу.

Программой нравственного, умственного, эстетического, физического развития предусматривалось обучение “сынов неба” и “благородных мужей” упомянутым “шести Искусствам”.

Классический труд, где нашли отражение педагогические взгляды Конфуция, – это трактат “Беседы и суждения” (“Лунь ЮЙ”), в нем воспроизведены беседы философа с учениками. Начиная со II в и э трактат был обязательным для заучивания наизусть в китайской школе.

Приведем некоторые изречения из этой книги, определяющие высокое назначение, принципы воспитания и обучения “Учиться и не размышлять – напрасно терять время, размышлять и не учиться – губительно”, “Если не можешь совершенствоваться сам, то как ты сможешь совершенствовать других людей?”, “Учиться без пресыщения”, “Учиться и время от времени повторять изученное”.

Последователями Конфуция на протяжении четырех веков был составлен трактат “Книга обрядов” (IV -I до н. э). “.

В этой книге школьное образование признается необходимым и первостепенным для человека: “Думай о том, чтобы постоянно пребывать в учении”.

В книге изложена система педагогических принципов, методов и приемов:

“Если не пресечь дурное, когда оно обнаружилось, то дурное не преодолеть “‘Благородный муж наставляет, но не тянет за собой, побуждает, но не заставляет, открывает путь, но не доводит до конца”, “Благородный муж в учении закаливается, совершенствуется, приобретает знания в развлечениях”, ” Если учиться, когда ушло время, успеха не добьешься”, “Питай почтение к последовательности”, “Если учиться в одиночестве, кругозор будет ограничен, а познания скудны”, “Учитель и ученик растут вместе” и т. д.

В трактате есть глава “Об учении”, где содержится развернутая характеристика дидактических идей в духе конфуцианства. В ней излагаются задачи и программа девятилетнего образования и воспитания. Начинать обучение предлагалось в ч возрасте 7 – 8 лет.

После первого учебного года выясняли, умеет ли школьник читать и каковы его способности, через три года – питает ли ученик склонность к учению, приятно ли ему общество товарищей, через пять лет – насколько глубоки его знания и сильна привязанность к наставнику, через семь лет – способен ли он к рассудочным суждениям и умеет ли выбирать друзей.

И наконец, через девять лет выпускник школы должен был “твердо стоять в науке”.

По-своему развили конфуцианский взгляд на воспитание и образование китайские мыслители Мэнцзы (Мэн Кэ) (372 – 289 до н. э.) и Сюнецзы (Сюн Куст) (298 – 238 до н. э.).

Оба имели свои школы. Мэнцзы выдвинул тезис о доброй природе человека и потому определял воспитание как формирование высоконравственных людей. Сюньцзы, напротив, придерживался взгляда о злой природе человека и задачу воспитания видел в преодолении злого начала.

Перу неизвестного последователя Конфуция и Мэнцзы принадлежит трактат “Заметки об обучении” (Сюэцзи) (III в. до н. э.), где различаются понятия воспитания и обучения. Автор настаивает на необходимости в учебно-воспитательном процессе идти от простого к сложному.

На исходе эпохи Древнего Китая (2 в до н. э. – 2 в. н. э *) конфуцианство являлось официальной идеологией, образования и воспитания в том числе. В этот период образованность получила сравнительно широкое распространение.

Вырос престиж обученного человека, сложился своеобразный культ образованности. Школьное дело превратилось в неотъемлемую часть государственной политики. Возникла система государственных экзаменов на занятие чиновничьих должностей. Прошедшие курс школьного образования в сдаче таких экзаменов видели путь к общественной карьере.

В целом цивилизации Древнего Востока дали человечеству бесценный опыт, без которого невозможно представить дальнейшие витки истории мировой школы и педагогики: возникли первые учебные заведения, были предприняты первые попытки осмыслить сущность воспитания и образования.

Педагогические традиции древних государств Двуречья, Египта, Индии и Китая повлияли на генезис воспитания и обучения в более поздние времена.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)