Сенсорные способности и «компетентность» новорожденного

  1. Компетентности младенца
  2. «Стимуляция»

По мере усовершенствования технических возможностей психологи­ческого исследования ученые получают все более интересные факты о сенсорных способностях младенцев, которые получили название «компетентности» младенца.

В исследованиях компетентности младенца отчетливо выступает ак­тивный характер его взаимодействия с окружающим миром. Актив­ность младенца проявляется прежде всего в избирательной чувстви­тельности к различным стимулам: одни из них больше предпочитаются детьми и более тонко дифференцируются, другие менее. О степени пред­почтения тех или иных стимулов у совсем маленьких детей, которые не могут говорить и выражать свое отношение, ученые судят по времени их рассматривания и по тем эмоциям, которые эти стимулы вызывают.

Избирательность отношения ребенка к миру подверглась тщатель­ному изучению в опытах со зрительным и слуховым восприятием, ко­торые показали, что в первую же неделю жизни младенцы обнаружи­вают неодинаковое отношение к различным зрительным стимулам. Они предпочитают более сложные, структурированные и ярко окра­шенные изображения. Например, если младенцу показать картинку с изображением черной полосы на белом фоне, взгляд ребенка сразу устремится к черному контуру, а не будет бесцельно блуждать по всей картинке. Это младенческое предпочтение цветовых контрастов помо­гает выяснить остроту зрения ребенка. Если младенцу показать на оди­наковом расстоянии сразу две картинки — одну с ярким и черными линиями, а другую — монотонно закрашенную серым цветом, он бу­дет дольше и с большим интересом смотреть на первую картинку, так как контрасты, образованные темными линиями, для него привлека­тельней. Именно так выявляют остроту зрения маленьких детей: мла­денцы с нарушениями зрения смотрят на оба изображения одинаково долго.

Аналогичными методами было обнаружено, что младенцы предпо­читают сложные, структурированные изображения (например, шах­матную доску с большим количеством клеток), изогнутые, округлые изображения прямолинейным, и замкнутую, концентрическую фор­му — развернутой. Особый интерес младенцев вызывают движущиеся предметы. Их взгляд как бы «цепляется» за движущийся предмет и про­слеживает его движение. Поэтому младенцы могут с интересом и по­долгу рассматривать из коляски шевелящиеся над ними листья на де­ревьях или кустах — эта «стимуляция» хорошо отвечает их врожденным избирательным предпочтениям.

Еще одним методом изучения восприятия младенцев является ис­следование их ориентировочных реакций. Если ребенку многократно и достаточно долго показывать один и тот же предмет или изображение, он привыкает и нему и все меньше сосредотачивает на нем свой взгляд. Но если этот стимул видоизменить, он вновь оживляется, и его ориен­тировочная реакция вновь активизируется. Это оживление ориентиро­вочной реакции может свидетельствовать о том, что ребенок заметил изменения стимула и что он отличает новое явление от первоначально­го. Например, младенцам показывают два красных шара до тех пор, пока эта картина им не наскучит и они не начнут от нее отворачиваться. Тогда им начинают показывать красный шар вместе с красным кубом. Большинство детей дольше будут разглядывать куб, что может свиде­тельствовать о том, что младенцы различают форму этих двух объектов.

Пользуясь этим методом, отечественные физиологи показали, что вскоре после рождения ребенок уже умеет воспринимать тембр, гром­кость и высоту звуков. Например, он различает звук колокольчика и гудка. Повторение одного и того же звука вызывало у младенца при­выкание — он закрывал глаза и ритмично сосал пустышку. Но стоило сменить звук — и младенец замирал, открывал глаза и переставал со­сать.

В области слухового восприятия были получены эксперименталь­ ные факты, обнаруживающие способность младенцев к локализации источника звука: услышав какой-либо звук, младенец будет крутить головой и искать его источник. Но самый важный факт, полученный в области слухового восприятия младенцев, состоит в том, что новоро­жденные дети предпочитают звуки человеческого голоса всем другим шумам и звукам. В столь раннем возрасте, не понимая, естественно, ни одного слова, дети замирают при звуках голоса и начинают искать глаза­ми его источник. Было установлено, что маленькие дети предпочитают всем другим, даже самым сложным и красивым, звукам (колокольчиков, струнных инструментов, цимбал и пр.) обыкновенные слова и фразы взрослых.

Таким образом, уже в период новорожденности дети избирательно относятся к стимулам внешней среды, предпочитая одни из них и иг­норируя другие. И что особенно важно — наиболее предпочитаемыми являются именно те признаки, которые характерны для образа чело­века (округлая, замкнутая и сложная форма, движение, звуки речи и пр.). Органы чувств младенца как бы настроены на то, чтобы выде­лять в незнакомом еще внешнем мире именно человека. Глаз ребенка от природы предрасположен к тому, чтобы реагировать на лицо чело­века, а его ухо — на то, чтобы улавливать звуки человеческого голоса. Следует подчеркнуть, что среди всех зрительных стимулов наиболее предпочитаемым для младенца является изображение человеческого лица.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)