Рынок услуг по подбору персонала

Совокупность услуг по подбору персонала можно описать «пирамидальной моделью». В основе пирамиды – услуги по заполнению вакансий низкого уровня (агентства по трудоустройству), в середине – подбор специалистов среднего звена, на вершине – «хедхантерство», «экзекьютив сеч».

Кадровые агентства – организации, оказывающие услуги в подборе персонала – не занимаются трудоустройством. Основная задача кадровых агентств качественное и максимально быстрое заполнение вакансий, предоставляемых их клиентами.

Характерная черта кадровых агентств то, что они не берут с кандидатов деньги. И это естественно, ведь они не оказывают им никаких услуг. Клиенты кадровых агентств – это организации, нуждающиеся в том или ином специалисте.

Можно выделить три основных вида кадровых агентств:

I. Компании, специализирующиеся на подборе высшего руководящего состава и эксклюзивных специалистов (Executive Search Agency). Такие компании почти никогда не публикуют своих объявлений о вакансиях, а ведут прямой поиск кандидатов («Executive Search» – целенаправленный поиск или «headhunting» – охота за головами). Как правило, решаются задачи выявления и переманивания сильного кандидата, который сам активного поиска работы не ведет.

Таких компаний на Российском рынке около десятка. Большинство из них являются отделениями транснациональных компаний, работающих в сфере Executive Search. Услуги по подбору персонала через эти компании отличаются высокой стоимостью. Обычно оплата услуг определяется в размере 30–40 % от годового заработка работника, включая ожидаемые премии и бонусы, что составляет от 15 до 100 тыс. долл. США за подбор на одну позицию. Почти всегда осуществляется поэтапная оплата работ, с невозвращаемым авансовым платежом за первый этап.

Компании по подбору высших менеджеров занимаются поиском специалистов (экзекьютив сеч), используя технологию прямого поиска. Прямой поиск (хедхандинг) (от англ. словосочетания «head hunting», что переводится дословно «охота за головами») означает поиск топ-менеджеров, осуществляемый на практике выходом на известных в соответствующих кругах высококвалифицированных специалистов и обращение к ним с предложением о смене места работы.

Подбор управленцев высшего звена имеет свою специфику:

  • высшие менеджеры не склонны искать работу посредством агентств;
  • они редко бывают без работы.

Поэтому их подбор практически всегда сопряжен с процессом «переманивания» из их старой фирмы, которая будет препятствовать переходу. Данная категория менеджеров имеет сверхценность для своей компании. Они являются носителями управленческой и коммерческой информации, кардинально влияют на жизнь фирмы в целом.

Вследствие сложности данного вида работ, это наиболее высокооплачиваемая область рекрутинга. Для проведения данного вида поиска агентство должно располагать готовой инфраструктурой и высокопрофессиональными консультантами и аналитиками, специализирующимися на прямом поиске. Таких компаний на российском рынке немного. Большинство из них российские отделения транснациональных компаний.

II. Агентства по подбору персонала среднего и низшего уровней (Recruiting Agency): Услуги такого рода агентств оплачиваются компаниямиработодателями, никакой платы с кандидатов не берется. Большинство заказов составляют заказы на подбор руководителей среднего звена, специалистов и офисного персонала, относительно небольшую долю в заказах составляют ТОП-менеджеры, и иногда рабочие (например, личные водители). Стоимость услуг чаще всего находится в интервале от 8 % до 20 % годовой оплаты труда работника.

Интересно
Агентства по подбору персонала обычно осуществляют поиск кандидатов через собственную базу данных и объявления о вакансиях в СМИ. Реже применяется поиск через учебные заведения, через опубликованные мини-резюме кандидатов и прямой поиск. Хотя некоторые агентства такого рода в своих рекламных материалах иногда употребляют выражение «Executive Search», однако относить их на этом основании к компаниям первой группы нельзя.

Как отдельную разновидность рекрутинговых агентств можно выделить агентства, занимающиеся лизингом персонала (Staff leasing). Лизинговые агентства (Leasing Agency) – это разновидность кадровых агентств только начинают появляться в России, хотя в мире этот вид услуг уже давно пользуется широкой популярностью.

Суть лизинга персонала заключается во временном использовании (от трех месяцев до года) наемного труда заказчиком. То есть новый подобранный работник связан трудовыми отношениями с лизинговым агентством, которое в свою очередь передает его на правах аренды в пользование фирме-заказчику.

Фирма-заказчик при этом не оформляет никаких новых договорных отношений с работником и не несет пред ним соответственно никаких обязательств. Все расчеты по использованию заемного персонала ведутся с фирмой-арендодателем.

Таким образом, компаниязаказчик лизинговых услуг подобного рода получает возможность скорейшего привлечения компетентного работника для решения своих определенных временных задач/проектов. Эта разновидность услуг кадровых агентств так же используется при необходимости экономии времени на поиске и оценке кандидатов, освобождения службы персонала компании от административно-бумажной работы, связанной с оформлением сотрудников, уменьшения объемов кадрового делопроизводства, исключения затрат на расчет заработной платы, уменьшения затрат на компенсационные пакеты (для временных сотрудников они либо не предусмотрены вообще, либо минимальны), значительного уменьшения юридической ответственности перед сотрудниками, возможности менять работников, если они не подходят по тем или иным причинам, замены заболевшего или ушедшего в отпуск сотрудника, исключения затрат на подбор персонала, в случае, если заказчик примет решение перевести понравившегося сотрудника к себе в штат по истечении года работы данного сотрудника.

Универсальные агентства – это агентства, занимающиеся подбором персонала на вакансии практически любого уровня, но делающие основной акцент на подборе персонала низшего или среднего звена внутрифирменной структуры.

Эти агентства если и ограничивают уровни должностей, для которых осуществляется подбор, то, как правило, снизу, исключая из сферы своего подбора «синие воротнички» (рабочие специальности). В России это наиболее распространенный тип кадровых агентств.

III. Агентства по трудоустройству.

Существует большая разница между агентствами по трудоустройству и кадровыми агентствами. Для агентств по трудоустройству клиенты – это люди, ищущие работу. За определенную плату агентства по трудоустройству предлагают населению следующие услуги: помощь в составлении резюме, психологическое тестирование, занесение информации о кандидате в базу данных, размещение резюме в Интернете и др.

Большинство агентств по трудоустройству – самое простое надувательство и средство вытягивания денег. Такие агентства обычно также декларируют свою работу по подбору персонала для компаний, но, по сути, занимаются платным трудоустройством граждан. Хотя в ряде случаев агентства стараются получить плату и с тех, и с других.

Агентства по трудоустройству в первую очередь предлагают компаниям работников из числа граждан, заключивших с агентствами договоры на платное трудоустройство. Чтобы расширить круг таких людей, агентства публикуют через СМИ рекламу своих услуг и объявления о вакансиях. Как правило, специалисты высокой квалификации предпочитают не обращаться в агентства по платному трудоустройству.

Другой особенностью таких агентств является то, что они обычно не имеют возможности тщательно изучать прорабатываемые вакансии и ведут отбор преимущественно по формальным признакам. Главное – направить соискателя-клиента на собеседование к потенциальному работодателю и дать шанс на трудоустройство. Такой подход приводит к тому, что в компании направляется значительное число слабых кандидатов.

Обращаться в агентства по трудоустройству с целью подбора персонала имеет смысл в тех случаях, когда ведется подбор на рабочие должности или должности, не требующие высокой квалификации. Агентство создает «поток» кандидатов. А компания должна быть готова к большой самостоятельной работе по их «просеиванию» и отбору.

Характерно, что в развитых зарубежных странах услуги по платному трудоустройству сейчас не имеют распространения или законодательно запрещены. В России ряд агентств, начавших свой бизнес с платного трудоустройства, со временем трансформировались в агентства по подбору персонала. А вот обратного этому процесса не наблюдается. Доверие населения к агентствам по платному трудоустройству снижается. Все это позволяет прогнозировать на перспективу сокращение услуг по платному трудоустройству.

Таким образом, совокупность услуг по подбору персонала можно описать «пирамидальной моделью». В основе пирамиды – услуги по заполнению вакансий низкого уровня (агентства по трудоустройству), в середине – подбор специалистов среднего звена, на вершине – «хедхантерство», «экзекьютив сеч».

В России наибольшую часть рынка рекрутинговых услуг занимают услуги по подбору среднего и высшего менеджмента, а ниша «низкоуровневых» позиций не развита. Это объясняется нежеланием агентств заниматься черновой работой. Их можно понять: одно дело получить 20–30 % комиссии от годового дохода специалиста с окладом 5 000 долларов и совсем другое – с окладом 1 500 долларов.

Поэтому агентствам выгодно работать с клиентами по позициям с окладом от 2 500 долларов в месяц и выше. Сейчас неплохо себя чувствуют агентства, занимающиеся поиском персонала с зарплатой 15 000– 30 000 долларов в месяц. Это говорит о том, что, если работодатель ищет серьезного руководителя, он и будет продолжать его искать, не смотря на кризисные волнения.

Жизнь продолжается, компании функционируют и набирают персонал. Но в условиях кризиса агентствам сложнее, ибо жестче становится конкуренция с главными конкурентами – внутренними службами персонала компаний. В условиях кризиса больше всего пострадали агентства, чья деятельность была сфокусирована на какой-то одной индустрии и приносила агентству большую часть дохода. Сильно страдают агентства, чьей специализацией была банковская отрасль.

До кризиса это был действительно выгодный бизнес: много вакансий, высокие зарплаты специалистов. Но фокусироваться на какой-то одной отрасли – это неправильная стратегия, потому что агентство оказывается в полной зависимости от этой отрасли и попадает в кризис вместе с ней. В данной ситуации выигрывают те агентства, чья деятельность равномерно распределена между разными отраслями бизнеса.

В таком случае удается минимизировать потери. Кадровые агентства продолжают сотрудничать с компаниями из тех секторов, которые, не смотря на кризис, продолжают расти: фармацевтический, телекоммуникационный, страховой сектор, торговые сети. Некоторые агентства вводят дополнительные услуги, например, аутплейсмент. Аутплейсмент – консультации по трудоустройству сокращаемых сотрудников за счет бывшего работодателя.

Слово «аутплейсмент» (от английского «outplacement») не имеет точного перевода на русский язык. В буквальном значении «out» означает «вон», а «placement» – «размещение».

Тем не менее, за данным понятием скрыт целый ряд вспомогательных услуг по трудоустройству увольняемых сотрудников, которые предоставляют кадровые агентства по заказам руководителей организаций. Программа включает в себя набор профессиональных тренингов и консультаций по эффективному поиску работы, ориентации работников на современном рынке труда, а также психологическую поддержку кандидатов.

В отдельных случаях по желанию заказчика для увольняемых сотрудников организуют дополнительные обучающие курсы. В самом идеальном варианте пакет аутплейсмента предусматривает конечное трудоустройство сотрудника. Для компании такая услуга стоит 4 000–8 000 долларов.

В условиях кризиса имеют преимущества компании, оказывающие услуги экспресс-рекрутинга. В случаях, когда в компанию требуется срочно, «прямо завтра» специалист, работодатель может обратиться в агентство, где ему выдадут так называемый лонглист с номерами телефонов десяти кандидатов соответствующей квалификации, готовых сразу приступить к работе.

Услуги экспресс-рекрутинга стоят недорого – примерно 7 % от годового дохода специалиста против 25 %, которые запрашивают традиционные кадровые агентства. Последние пострадают от кризиса больше всего. Многие компании будут экономить как раз на них, пытаясь подыскивать кандидатов самостоятельно, в частности через Интернет.

Преимущества от кризиса имеют компании сектора он-лайн рекрутмента, поскольку уволенные соискатели бросились размещать свои резюме, пополняя базу этих компаний. Их базы кандидатов могут стать ценным источником кадров, когда кризис закончится, и компании-работодатели начнут опять активно набирать персонал. Конкуренция между компаниями он-лайн рекрутмента и кадровыми агентствами еще больше обостриться. Так же пострадают брендовые агентства, потому что в стоимость их услуг включена 30–50 % наценка на бренд. Но в условиях кризиса «розовые очки» бренда снимают, так как потребителю не до престижа.

В настоящее время рынок кадровых услуг специализировался настолько, что без посредников уже не обойтись. Поэтому говорить о том, что все кадровые агентства и рекрутинговые компании исчезнут в условиях кризиса как невостребованные, нельзя. Другое дело, что качество услуг, их профессионализм должны подняться на более высокий уровень.

Интересно
Не секрет, что в последние годы появилось много кадровых агентств, вся деятельность которых сводилась к тому, чтобы распечатать резюме, опубликованные в Интернете, созвониться с соискателями и отправить их в компании-клиенты, при этом, даже не утруждая себя личной встречей с большинством кандидатов. Такие посреднические услуги в условиях кризиса будут сметены с рынка. Те агентства, которые будут повышать внутреннюю эффективность, начнут развиваться на рынке кадровых услуг.

Не стоит забывать, что одно из значений слова «кризис» в переводе с древнегреческого – это «решение» и «возможность». Старт-ап многих успешных компаний был дан именно в кризисное время, которое дает дополнительные возможности для качественного рывка всем тем, кто эти возможности сможет распознать.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)