Живопись и скульптура XX века

Большое значение в начале XX в. имела деятельность художественного объединения «Мир искусства», с которой связаны модерн и ретроспективные направления в искусстве. На рубеже веков группа художников объединилась вокруг журнала «Мир искусства», издававшегося в 1898— 1902 гг.

В академизме они видели условность и неискренность, но были далеки и от господствовавшего в предыдущем поколении реализма. Мирискусники стремились уйти от злобы дня в историю, к истокам русского национального искусства (И. Э. Грабарь, Н. К. Рерих и др.).

В России традиционна склонность к яркому колориту, и для мирискусников она особенно характерна (русское красота однокоренно с красный).

От этого направления идут декораторы Александр Яковлевич Головин (1863—1936), Леон Бакст (Лев Самойлович Розенберг; 1866—1924), Александр Николаевич Бенуа (1870—1960), Иван Яковлевич Билибин (1876—1942), Сергей Юрьевич Судейкин (1882—1946), которые перенесли живопись на подмостки театра и затем в этом виде в рамках дягилевских «Русских сезонов» покорили Европу.

В 1905 г. Сергей Павлович Дягилев (1872—1929) организовал выставку русского портрета в Таврическом дворце в Санкт-Петербурге.

По свидетельству Игоря Эммануиловича Грабаря (1871 — 1960), эта выставка «была событием всемирного значения, ибо выявила множество художников и скульпторов, дотоле неизвестных, притом столько же русских, сколько и европейских».

С ней перекликается аналогичная выставка русского портрета, организованная через полвека в Москве, которая тоже открыла немало провинциальных художников XVII—XIX вв., например устремленного в будущее Ефима Васильевича Честнякова (1874-1962).

В 1906 г. открылась знаменитая «Выставка русского искусства» в Париже, устроенная Дягилевым. В 1907 г. Дягилев познакомил парижан с русской музыкой («Исторические концерты»), а с 1909 г. начались прославленные на весь мир сезоны «Русского балета», единственная в своем роде феерия русского балета, развертывавшаяся в течение 20 лет до самой смерти Дягилева.

«Мир искусства» можно назвать первой ласточкой русского авангарда. Вслед за ним идут такие направления, как «Бубновый валет» и «Ослиный хвост», даже своими названиями намеренно порывающие с классикой и нацеленные на эпатаж.

Начало «Бубновому валету» было положено одноименной выставкой, состоявшейся в Москве в декабре 1910 — январе 1911 г. В общество «Бубновый валет» входили художники:

• Петр Петрович Кончаловский (1876—1956);
• Илья Иванович Машков (1881—1944);
• Аристарх Васильевич Лентулов (1882—1943);
• Александр Васильевич Куприн (1880—1960);
• Василий Васильевич Рождественский (1884—1963);
• Роберт Рафаилович Фальк (1886—1958);
• Михаил Федорович Ларионов (1881 — 1964);
• Наталья Сергеевна Гончарова (1881—1962);
• будущий футурист Давид Давидович Бурлюк ( 1882— 1967).

Их вдохновляли французские направления — сезанизм (П. Сезанн), фовизм (А. Матисс) и кубизм (Ж. Брак, П. Пикассо), а также русский лубок и уличная выставка. Во главе объединения стоял П. П. Кончаловский, позже А. В. Куприн.

Экспрессионизм, появившийся в Германии, и примитивизм (А. Руссо) также были известны в России. Представителем примитивизма был Нико Пиросмани (Н. А. Пиросманишвили; 1862—1918), которого открыли в 1912 г. русские художники, приехавшие в Тифлис. В 1916 г. состоялась первая выставка картин Пиросмани в Тифлисе.

Дань примитивизму отдали М. Ф. Ларионов и его жена H. С. Гончарова (правнучатая племянница жены Пушкина Натальи Николаевны).

Они привлекли к себе молодых футуристов из образовавшегося «Союза молодежи», в который входили Д. Д. Бурлюк и его братья. В 1911 г. от «Бубнового валета» откололась группа художников, которая в следующем году организовала в Москве выставку «Ослиный хвост».

К Ларионову и Гончаровой присоединились кубисты Казимир Малевич, Марк Шагал и Владимир Татлин, более известный как архитектор, родоначальник отечественного художественного конструктивизма.

Художники этого объединения обратились прежде всего к русским художественным традициям — иконе и народному лубку, городскому фольклору и уличной вывеске.

Во главе объединения стояли Ларионов и Гончарова, которые сразу заявили, что они против сведения счетов с общественным вкусом (имеется в виду футуристическая «Пощечина общественному вкусу» Бурлюка и Маяковского).

Отстранившись от того, что им не нравилось в футуризме, Ларионов и Гончарова называли себя «лучистами» и «будущниками».

Лучизм они объявили синтезом кубизма, футуризма и орфизма. В восторге от современной техники, вдохновлявшей футуризм, Ларионов и Гончарова в сборнике «Ослиный хвост и Мишень» (М., 1913) писали: «Весь гениальный стиль наших дней — наши брюки, пиджаки, обувь, трамваи, автомобили, аэропланы, железные дороги, грандиозные пароходы — такое очарование, такая великая эпоха, которой не было ничего равного во всей всемирной истории».

Однако за этими мало отличавшимися от идей основоположника футуризма итальянского писателя Филиппо Маринетти (1876—1944) словами следует: «Да здравствует прекрасный Восток! Мы объединяемся с современными восточными художниками для совместной работы».

По мнению П. Н. Милюкова, синтетичность лучизма в том, что кубизм хотел в противоположность плоскостной живописи импрессионистов «преодолеть пространство», «организовать его» геометрическими построениями. Футуризм прибавил к этому организацию движения в пространстве.

Отсюда вышли построения, вроде теории Кандинского. Лучизм Ларионова и Гончаровой пошел по этому проторенному пути. Как считали Ларионов и Гончарова, человек воспринимает не предмет как таковой, а сумму лучей, отраженных от предмета и попавших в ноле его зрения.

Живопись должна изображать формы, выделяемые волей художника и возникающие от пересечения в пространстве отраженных лучей разных предметов. В поисках национального они обратились к народному искусству — кружевам, игрушкам, детскому рисунку.

В направлении В. Э. Борисова-Мусатова пошли художники, устроившие в 1907 г. выставку «Голубая роза», и особенно Павел Варфоломеевич Кузнецов (1878—1968).

По мнению П. Н. Милюкова, на его холстах мы видим «бледные грезы в туманах, примитивные и иконно склоненные набок лица, изображения неродившихся душ и неземных созданий — все это среди расплывающихся прогрессирующих в неясности контуров природы».

Реализм с самым смелым новаторством соединяли Марк Захарович Шагал (1887—1985) и Борис Дмитриевич Григорьев (1886—1939).

Шагал пошел дальше в освобождении от законов реальности. Его фигуры летают по воздуху, позы противоречат всем законам равновесия, дома кривятся, люди по размеру больше домов, перспектива отсутствует.

Если Григорьев грозно обличает, то Шагал любовно посмеивается над своими героями, живущими в сказочном мире, переданном наивным детским рисунком с роскошью красок. Подобная живопись открывала путь абстракционизму и супрематизму.

Отказавшееся от изобразительности, репродуктивности искусство стало менее литературным.

Стремление к самостоятельности живописи как вида искусства привело ее к абстракционизму (от лат. abstractus — отвлеченный), который возник в 1910-е гг. на почве кубизма, футуризма и экспрессионизма.

Основополагающая роль в его возникновении принадлежит В. В. Кандинскому. По Кандинскому, абстракционизм способен выразить духовный мир человека, ибо творческое сознание в такой же степени реально, как и окружающая природа.

К тому же художник стремится выразить сущность вещи, а не только ее форму и цвет.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)