Наука и техника в период жизни М.М. Бахтина

С 12 лет Бахтин, по его словам, погружался в философские трактаты Иммануила Канта. В 1929 г. опубликована его знаменитая работа «Проблемы поэтики Достоевского», в которой анализируется новый вид романа — полифонический.

Незадолго до выхода книги Бахтин был осужден, на печатание его работ наложен запрет, и следующая книга «Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса» опубликована только в 1965 г.

Основные теоретические работы Бахтина — «Вопросы литературы и эстетики» (1975) и «Эстетика словесного творчества» (1979) вышли в свет после его смерти.

Основная философская мысль Бахтина заключается в том, что сущностной основой бытия является диалог.

Данную идею Бахтин противопоставляет гегелевской философии, которую он считал принципиально монологичной, исходящей и сводящейся в конечном счете к одной Абсолютной Идее.

В основе философии Бахтина лежат представления об «умном делании» Нила Сорского, концепция соборности, развитая Хомяковым и славянофилами, концепция всеединства В. С. Соловьева.

Конкретизируя понятие соборности, Бахтин писал: «Не я смотрю изнутри своими глазами… а я смотрю на себя глазами мира, чужими глазами; я одержим другим… Из моих глаз глядят чужие глаза».

Таким образом, не из «Я» следует «Ты» (как у другого крупнейшего мыслителя XX века Мартина Бубера), а из «Ты» следует «Я».

На этой основе осуществляется диалог между людьми и народами. Бытие «народа раскрывается как диалог с другими народами, в котором народ только и может обрести свое “Я”».

Диалогично, по Бахтину, не только общение, но и познание. Бахтина можно считать предшественником постмодернизма.

В экономике XX в. существенна роль Нобелевского лауреата (1973) В. В. Леонтьева, который в молодости эмигрировал в США.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)