Философия Н.А. Бердяева

Начавшие печататься в XIX в. русские философы перешли в век XX. Крупнейшие из них — Н. А. Бердяев
и П. А. Флоренский.

Николай Александрович Бердяев (1874—1948) 

Бердяев писал о себе: «Я чувствовал себя существом, не произошедшим из “мира сего” и не приспособленным к. “миру сему”».

Отсюда его тяга к творчеству: «Творчество не есть “жизнь”, творчество есть прорыв и взлет, оно возвышается над “жизнью” и устремлено за границу, за пределы, к трансцендентному».

Бердяев полагал, что «ныне нужно творчески продолжать дело старых учителей церкви, а не повторять их ответы на старые вопросы».

Он назвал свое учение «философией свободного духа». Бердяев подчеркивал значение мистики, ее надконфессиональность. Мистики всех времен и народов перекликаются друг с другом на одном, им понятном языке.

Обычное христианство заботится о среднем человеке и для него вырабатывает экзотерическое учение, опасаясь углубления в «тайну», но для сложных и утонченных душ не нужно даже обычного в мистике аскетизма и монашества. Им «даром дан дар».

«Профетическая» мистика, мистика «пророческая», проникнутая эсхатологическими предчувствиями, есть мистика Духа. Это русский тип мистики — «мистика сердца как центра духовной жизни», стремящаяся к «обожению» мира и человека.

Она есть «познание тайн бытия». «Догматы — мистические факты, факты духовного опыта».

Духовное творчество в данном направлении есть «творческое продолжение и завершение «богочеловеческого процесса», активное приближение к царству Божию, «обожению» твари и человека.

Эта цель достигается в церкви, но не во внешней церкви обрядов и таинств, для которых существуют приспособленные к среднему человеку учения «школьного богословия», а в церкви невидимой и вселенской, в которой сосредоточивается вся творческая жизнь.

В ней «цветет красота космической жизни», творил Шекспир, Гете, Пушкин. Достиг вершины гиозиса Я. Бёме. В центре этой церкви — учение о богочеловечестве, о новом духовном роде человеческом, идущем от Христа.

Процесс идет не сверху вниз, а снизу вверх: «Человек, а не ангел поднимается до недр Святой Троицы».

Вождем в восхождении от человеческого к божескому является пророк. Бердяев развивает представление о пророке, заложенное в знаменитом стихотворении А. С. Пушкина: Пророк «есть источник творческого движения в религиозной жизни, он не допускает окостенения и омертвления религиозной жизни, он дышит стихией свободы».

Он «не уходит из мира для спасения души», как индийский мистик, а в соответствии с приматом соборности «стремится к совершенству человечества и мира, а не только личности».

Николай Бердяев связал с богословием новые научные эволюционные концепции и философскую концепцию творческой эволюции Анри Бергсона. Это этап синтеза науки, философии и религии.

Философию Бердяева сближают с философией Григория Сковороды и мировоззрением духовных сектантов, в частности с духоборами. Но у него в соответствии с духом времени больший вес имеют творчество и свобода. Не столь радикальную позицию занимал П. А. Флоренский.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)