Русская культура на пороге нового времени в XVII в.

Русская культура XVII в. занимает особое место в истории средневековья. Это был век противоборства традиционной культуры, “русского благочестия”, культуры “Святой Руси” и новаторства, светского начала, “обмирщения” русской культуры. Значительное влияние на культурно-исторические процессы в стране оказали бурные события столетия: смута, реформы Никона, которые привели к расколу в Русской православной церкви и в обществе, усилению контактов с европейскими странами, нарастанию западноевропейских и южнорусских влияний. XVII в. – это время кризиса средневековой культуры и зарождения новой культуры России. Сложные, противоречивые процессы в культурном развитии России в XVII в. создали условия, подготовили почву для реформ Петра I.

Среди характерных черт русской культуры XVII в. можно выделить:

  • противостояние сторонников традиционной культуры, основанной на христианском мировосприятии, единой культуре-вере, охватывающей все стороны жизни человека, и нового направления, основанного на динамизме, отрицании старой обиходной культуры, разделении духовного и светского начал в культуре, интересе к западноевропейской культуре и знаниям;
  • расширение кругозора людей, повышение интереса к научному знанию, иностранной культуре, образованию;
  • расширение элементов светской культуры (частных школ, театра, библиотек, публицистики и т.п.);
  • начало обмирщения или секуляризации культуры.

Просвещение и образование

В XVII в. распространение образования, грамотности и просвещения было стимулировано развитием городской жизни, оживлением торгово-промышленной деятельности, появлением первых мануфактур, расширением и усложнением системы государственного аппарата, ростом связей с зарубежными странами, церковными реформами. Увеличилось количество грамотных людей.

Получили распространение различные учебные пособия. В основном это были книги религиозного содержания (Псалтыри, Часословы). Но появились и светские издания: буквари, азбуковники – словари иностранных слов, различные справочники-пособия, «считание удобное» – таблица умножения. Во втор. пол. XVII в. было выпущено около 300 тыс. букварей В. Бурцева. В 1648 г. вышла “Грамматика” Мелетия Смотрицкого.

Грамоте обычно обучали либо в семьях, либо в церковных школах. Однако все более насущной становилась потребность организованного обучения. В Москве появились средние школы, в том числе, частные, где изучались иностранные языки и некоторые другие предметы. Это частная школа боярина Ф.М. Ртищева в московском Андреевском монастыре (1665 г.); школа для обучения подьячих в Заиконоспасском монастыре, которую возглавил Симеон Полоцкий; школа при Печатном дворе (1680 г.).

Первые школы подготовили открытие в 1687 г. в Москве Славяно-греко-латинской академии (первоначально – училища) во главе с братьями Лихудами – греками, окончившими Падуанский университет в Италии.

Литература

Изменения в общественной жизни предопределили начало нового этапа в развитии литературы. Это проявилось:

  • в появлении светского направления, “обмирщения” литературы;
  • в усилении ее связи с фольклором, сближении литературного языка с живым народным языком;
  • в возникновении новых жанров;
  • намечающемся переходе от исторических лиц в качестве героев – к вымышленным, и создании обобщенных литературных образов;
  • в развитии светской публицистики.

В литературных произведениях на смену выдающимся личностям приходят простые люди из посадской и крестьянской среды, купечества, низших слоев дворянства, жизнь и дела которых начали привлекать внимание читателя. Все это свидетельствовало о разрыве со средневековыми традициями.

В центре внимания литературы перв. пол. XVII в. события Смутного времени. Около 1630 г. издается “Новый летописец”, в котором излагаются события от смерти Ивана Грозного до возвращения из плена патриарха Филарета, ставший последней русской летописью. В нем отразилась официальная политическая идеология.

Защита самодержавия и тенденции к абсолютизму проявились во втор. пол. XVII в. в произведениях Юрия Крижанича (“Политика”) и Симеона Полоцкого. Выдающимся памятником русской литературы стала автобиографическая повесть одного из вождей и идеологов старообрядчества, протопопа Аввакума “Житие протопопа Аввакума, им самим написанное”.

Новым литературным жанром стала повесть – бытовая и сатирическая, отражавшая судьбы людей разных социальных слоев, прежде всего, купечества. Это “Повесть об Улиании Осорьиной”, написанная муромским дворянином Дружиной Осорьиным, сыном Улиании; “Повесть о Фроле Скобееве”, “Повесть о Савве Грудцыне”, “Повесть о Горе-Злочастии” и др. В сатирической повести отражались все стороны народной жизни, подвергались критике и осмеянию быт и нравы церковников (“Сказание о куре и лисице”, “Сказание о попе Савве и о великой его славе”); неправый суд и продажные судьи (“Повесть о Шемякином суде”, “Повесть о Ерше Ершовиче” и др.)

Появление в русской литературе поэзии связано с именем белорусского просветителя Симеона Полоцкого, приглашенного в 1661 г. в Москву для обучения царских детей. В 1678-79 гг. появляются два сборника его стихотворений: “Вертоград многоцветный” и “Рифмологион”. В конце века наиболее известными поэтами были Сильвестр Медведев и Карион Истомин, которые писали в стиле барокко.

В XVII в. усиливаются связи с Украиной и Западной Европой, вследствие этого на Русь попадает европейская литература позднего средневековья: рыцарский роман, бытовая и плутовская новелла, авантюрно-приключенческая повесть, юмористические рассказы, анекдоты. Русский читатель знакомится с такими произведениями, как: “Великое зерцало”, “Римские деяния”, “Фацеции”, “История семи мудрецов”, “Повесть о Бове Королевиче”, “Повесть о Еруслане Лазаревиче” и др.

Архитектура

В период средневековья архитектура прошла в своем развитии несколько этапов, испытывая разные иноземные влияния, впитывая их и преобразуя в соответствии со своими особыми историческими, географическими и этническими условиями. В эволюции древнерусского архитектурного стиля можно проследить некоторые закономерности, присущие архитектуре Западной Европы. Так, в устремленных вверх шатровых храмах можно усмотреть проявление своеобразной “русской готики”.

В архитектуре XVII в. эти тенденции еще более усиливаются. Появляются западноевропейские барочные элементы, коринфские капители, переход от белокаменной резьбы к полихромии поливных изразцов, настенным росписям внутри и снаружи, позолоченным кровлям и расцвеченным куполам и т.д. Однако наиболее распространенным на Руси оставалось деревянное зодчество.

Сохранилось изображение великолепного деревянного дворца царя Алексея Михайловича в селе Коломенском, некоторые светские и церковные постройки, преимущественно XVII-XIX вв., по которым можно судить об удивительном мастерстве русских плотников (Преображенская церковь в Кижах, 1714 г. и др.).

Среди каменных построек гражданского зодчества в первой пол. XVII в. можно выделить шатер над Спасской башней (арх. Бажен Огурцов и англичанин Христофор Галовей) и Теремной дворец Московского Кремля (арх. Б. Огурцов и др.), купеческие Паганкины палаты в Пскове. Богатым декором украшаются и культовые постройки, усиливая в них светское начало. Архитектурный стиль, сложившийся в сер. XVII в. современники называли “узорочьем” (московские церкви Рождества Богородицы в Путинках, 1649-52 гг.; Троицы в Никитниках, 1628-53 гг.; ярославская церковь Ильи Пророка, 1647-50 гг. и др.).

Патриарх Никон пытался возродить канонические традиции культового зодчества и запретил строительство шатровых храмов и использование каких-либо светских новшеств, что привело к большему единообразию в храмовом строительстве.

В 90-е гг. XVII в. в русской архитектуре появился новый стиль, условно именуемый “нарышкинским”, или “московским барокко”: церкви Покрова в Филях, 1690–93 гг.; Спаса в селе Уборы, близ Москвы, 1693–97 гг.; Успенский собор в Рязани, кон. XVII в., арх. Я. Бухвостов; московская церковь Воскресенья в Кадашах, 1687- 1713 гг.).

Живопись

В XVII в., наряду с традиционной манерой иконописи, складываются новые направления (“строгановская школа”). Начинается медленный отход от догм и поиск новых сюжетов и форм. Он связан с деятельностью царских изографов Симона Ушакова и Ивана Владимирова, которые считали, что художник в своем творчестве должен соответствовать правде жизни.

Симон Ушаков (1626–86 гг.), русский живописец. В 1648-64 гг. работал в Серебряной и Золотой палатах, с 1644 г. – “жалованный живописец” Оружейной палаты, руководитель ее иконописной мастерской. Писал иконы, парсуны, миниатюры. Выступал как художник-реформатор. Наиболее известные работы Ушакова – “Спас Нерукотворный”, “Древо государства Московского”, “Троица”, “Тайная вечеря”.

Новые тенденции в изобразительном искусстве наиболее отчетливо проявились в “парсуне” (искаженное «персона» от лат. persona – личность, лицо) – условное наименование произведений русской портретной живописи XVII в.).

В русском зодчестве XVII в. происходила борьба старых традиций и новых тенденций, вырабатывались новые художественные взгляды, генетически связанные с народным творчеством, в то же время творчески осваивалась стилистика западноевропейской архитектуры.

* * *

Таким образом, в XVII в. отчетливо проявились все основные тенденции, которые легли в основу последующих преобразований культуры в следующем, XVIII столетии. Он стал началом секуляризации, «обмирщения» русской культуры.

Сложились предпосылки реформирования России, реализованные Петром I:

  • развитие просвещения, интерес к знаниям, грамоте и т.п.;
  • привлечение иностранцев на русскую службу;
  • усиление контактов с Западной Европой и распространение некоторых западноевропейских идей;
  • проявление сторонников преобразований;
  • критическое отношение к традиционной культуре, быту, мировоззрению;
  • появление элементов светской культуры.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)