Роль речи в развитии ребенка

  1. Овладение речью
  2. Первоначальная функция речи
  3. Развитие речи

Овладение речью, которое происходит в раннем возрасте, производит целую революцию в психической жизни ребенка. Речь перестраивает все психические процессы: восприятие, мышление, память, чувства, желания и т. д. Она позволяет ребенку управлять собой и своим поведе­нием, думать и фантазировать, строить воображаемую ситуацию и осо­знавать свои действия. «Магическая сила» речи заключается в том, что она освобождает ребенка от ситуационной связанности и позволяет строить свой внутренний мир. В отличие от любого другого сигнала и ли любой вокализации, слово — это знак, который всегда несет в себе общечеловеческое значение, включающее не просто конкретный пред­мет, но мысль, образ, понятие. Овладевая языком, ребенок овладевает знаковой системой, которая становится мощным орудием мышления, управления собой и, конечно же, общения.

Ребенок овладевает речью в общении со взрослыми. Первоначальная функция речи — коммуникативная. Речь — это прежде всего средство общения, средство высказывания и понимания. Общение, основанное на передаче мысли и переживаний, непременно требует адекватной сис­темы средств, которой и является речь. Для того чтобы передать какое- то содержание другому, нет иного пути, кроме отнесения этого содер­жания к известному обоим классу, или к известной группе явлений. А это предполагает уже не просто говорение, но обязательно обобщение. Оказывается, что общение необходимо предполагает обобщение и раз­витие словесного значения.

Развитие речи неразрывно связано с развитием мышления ребенка. На первом году жизни мышление и речь развиваются независимо друг от друга — мышление существует в форме манипуляций с предметами и предметных действий, а речь — в форме лепетного говорения, эмо­ циональных возгласов, обращенных жестов. Но в раннем возрасте (око­ло двух лет) линии развития мышления и речи, которые шли до сих пор раздельно, пересекаются, совпадают. По словам Л. С. Выготского, про­ исходит встреча мышления и речи, которая дает начало совершенно Глава 3. Развитие речи в раннем возрасте 149 новой форме психической жизни, столь характерной для человека. Л. С. Выготский рассматривал значение слова «не только как единство мышления и речи, но и как единство общения и обобщения, коммуни­кации и мышления» (т. 2, с. 19). Вырастая из общения и становясь средством мышления, речь открывает дорогу совершенно новой форме человеческой жизни — вербальному, речевому мышлению, которое яв­ляется наиболее специфичным для человека и возможности которого безграничны. Различные

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)