Роль международных организаций при осуществлении внешнеэкономической деятельности в агропромышленном комплексе

Международные экономические организации и объединения в настоящее время являются основным инструментом межгосударственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Среди них можно выделить:

  • международные экономические организации системы ООН;
  • международные экономические организации, не входящие в систему ООН;
  • региональные экономические организации. Российская Федерация является участницей значительного числа таких организаций и реализации принятых ими решений.

Россия с 1998 г. является участницей Международного союза по охране новых сортов растений, УПОВ. Основными целями УПОВ являются содействие развитию международной гармонизации и сотрудничества, главным образом между государствами-членами, а также оказание помощи странам в подготовке законодательств в области охраны сортов растений.

Деятельность данной международной организации позволяет осуществлять охрану прав на новые сорта растений, а также стимулировать межгосударственный и международный обмен новыми сортами растений. В 2006 г. была создана международная организация БРИКС, состоящая из следующих стран: Федеративной Республики Бразилии, Российской Федерации, Республики Индия, Китайской Народной Республики и Южно-Африканской Республики.

Страны БРИКС также являются членами различных региональных объединений. К примеру, Российская Федерация – член Содружества Независимых Государств, Организации Договора о коллективной безопасности и Евразийского экономического союза.

Россия и Китай являются членами Шанхайской организации сотрудничества и Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества. На сегодняшний день страны группы БРИКС являются одними из самых быстрорастущих экономик мира, на них приходится около 20 % мировой торговли, 40 % производства пшеницы, 50 % – свинины, около 30 % – мяса птицы и говядины, 30 % пахотных земель. Россия обеспечивает страны-участниц не только сырьевыми ресурсами, но и активно задействует свой агропромышленный комплекс, что создает альтернативную ветвь для развития экономики.

Интересно
БРИКС задумывалась в качестве международной правительственной организации, которая бы позволила объединить усилия развивающихся стран с быстро растущими экономики в целях противостояния диктату со стороны стран с развитой капиталистической экономикой (прежде всего США, стран, входящих в Европейский Союз, Японии).

В БРИКС входят страны с 1 и 3 экономиками мира (КНР и Республика Индия), которые к тому же являются наиболее динамично развивающимися экономиками мира (со стабильными темпами роста ВВП от 5 до 10 % в год). При этом деятельность БРИКС направлена на координацию усилий государств-участников по созданию общего рынка, преодолению технологического отставания от стран ядра мировой капиталистической системы, особенно в области промышленных и агропромышленных технологий, их научно-технического обеспечения.

Несмотря на то, что ряд авторов оспаривают эффективность БРИКС в силу того, что в рамках деятельности данной международной правительственной организации отсутствуют постоянно действующие органы, наделенные реальными полномочиями, однако сам факт объединения в единую организацию наиболее динамично развивающихся экономик мира, к тому же обладающих значительными природными ресурсами, позволяет ускорить развитие государств-участников данной международной правительственной организации.

Представляется, что перспективными направлениями развития БРИКС могут выступать:

  • создание в рамках БРИКС модельных кодексов, регулирующих деятельность организации и ее участников, а также устранение, тем самым, проблем с серьезными различиями в законодательстве самих стран участников;
  • разработка международных договоров по поводу упрощения и убыстрения таможенных процедур и налогообложения между странами-участницами;
  • предоставление странами-участницами друг другу определенных «льгот» в плане прохождения товаров через таможенные границы (устранение двойного налогообложения).

Роль БРИКС будет возрастать в регулировании внешнеторговых и внешнеэкономических отношений между государствами-участниками по ряду причин: Во-первых, США не намерены сворачивать торговые войны с КНР в связи с тем, что имеется серьезное преобладание китайского экспорта продукции на территорию США над аналогичными поставками продукции, произведенной в США на территорию КНР. При этом, к великому позору США постепенно превращаются в крупнейшего поставщика сырья и продовольствия в КНР, импортируя при этом из КНР высокотехнологическую продукцию, в частности, бытовую электронику, холодильники, оборудование для различных отраслей экономики, включая промышленность и даже военно-промышленный комплекс.

Следовательно, КНР вынуждена диверсифицировать свои внешнеторговые и внешнеэкономические отношения, чтобы не зависеть от США в поставках жизненно важной продукции. Например, США поставляет в КНР соевые бобы, из которых животноводческие предприятия КНР выращивают миллионы тонн свинины. И резкое прекращение поставок соевых бобов скажется на благосостоянии рядовых китайцев.

В связи с этим, КНР налаживает альтернативные источники поставки соевых бобов из других стран, включая государств-участников БРИКС (в частности, Индии, Бразилии). Во-вторых, КНР является постоянным и надежным покупателем ряда сырьевых ресурсов из стран БРИКС, например, металлов, калийных, азотных и фосфорных удобрений, активно используемых в растениеводстве КНР. Одним из мировых лидеров по поставкам минеральных удобрений выступает Российская Федерация (в частности, калийных удобрений). И развитие БРИКС позволяет странам-участникам стабилизировать стратегическое планирование в части производства сырья, которое будет в дальнейшем поставляться в КНР.

В-третьих, БРИКС в основном представлена странами с большим населением, что делает их, с одной стороны, устойчивым от негативных внешних воздействий (в частности, США так и не удалось на сегодняшний день провести эффективные «цветные революции» в странах с населением, превышающим 100 млн человек), а с другой стороны, являющимся огромным и перспективным рынком сбыта продукции (в том числе продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья).

Однако есть и ряд опасений относительно судьбы БРИКС как ведущей международной правительственной организации, в которую входит Российская Федерация. Прежде всего, в состав БРИКС входят государства с различными социально-политическими взглядами. В КНР на сегодняшний день у власти находится КПК, а само государство позиционирует себя как советское и социалистическое государство, целью которого является построение коммунистического общества с китайской спецификой.  Остальные страны являются капиталистическими государствами.

Кардинально отличаются и объемы ВВП стран-участников БРИКС. Так, если КНР является крупнейшей экономикой мира, то ВВП Российской Федерации и Бразилии уступает ВВП КНР более чем в 6 раз, Индии – в 2,5 раза, а ЮАР – более чем в 20 раз.

Различна и отраслевая структура государств участников БРИКС. Экономика КНР ориентирована на экспорт промышленной продукции, экономика Бразилии, ЮАР и Российской Федерации – в основном на сырьевой экспорт. Экономика Индии проходит сложную структурную и системную перестройка – стремительно сокращается экспорт сырья и продовольствия при одновременном росте экспорта отраслей перерабатывающей промышленности, прежде всего электронной, фармацевтической.

Все это требует дальнейшего развития, во-первых, международно-правовой базы деятельности БРИКС, во-вторых, создания дополнительных органов управления в рамках БРИКС, посредством которых будут разрешаться наиболее злободневные проблемы и препятствия, возникающие в процессе организации и деятельности данной международной правительственной организации.

В 2011 г. Российская Федерация ратифицировала Протокол о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15.04.1994. Как указал Конституционный суд Российской Федерации, с момента ратификации Протокола он стал «через систему норм, имеющих отсылочный (бланкетный) характер, легальным основанием применения на территории Российской Федерации положений Марракешского соглашения и права ВТО в целом».

Представляется, что данный Протокол явился фундаментальным камнем в процессе вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию. В свою очередь, Всемирная торговая организация, объединяющая в своих рядах все более или менее значимые экономики мира (как развитых капиталистических государств, так и динамично развивающихся стран периферии мировой капиталистической системы), выступает в настоящее время приоритетной международной правительственной организации в регулировании внешнеторговой и внешнеэкономической деятельности государств-участников, благодаря чему произошла подлинная революция в мировой торговом обороте, а динамика роста экспорта-импорта в отдельных странах уже несколько десятилетий обгоняют динамику роста валового внутреннего и валового национального продукта.

В 2015 г. в Российской Федерации был образован Департамент стран Европы, Северной Америки и международных организаций (далее – Департамент), который является структурным подразделением центрального аппарата Министерства экономического развития Российской Федерации (далее – Министерство), обеспечивающим реализацию функций Министерства, связанных с осуществлением внешнеэкономической деятельности со странами Европы и Северной Америки и взаимодействием с Европейским союзом, Организацией экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР), международными организациями и региональными комиссиями ООН, в том числе Конференцией ООН по торговле и развитию (далее – ЮНКТАД), Программой развития ООН (далее – ПРООН), Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (далее – ФАО), Организацией ООН по промышленному развитию (далее – ЮНИДО), Вторым комитетом Генеральной ассамблеи ООН, Экономическим и социальным советом ООН (далее – ЭКОСОС), Общим фондом для сырьевых товаров (далее – ОФСТ), международными товарными организациями, Расширенной туманганской инициативой (далее – РТИ), а также Группой двадцати.

Интересно
Межгосударственные связи и отношения в области ветеринарии находятся в компетенции специализированных международных организаций, в частности Всемирной организации здоровья животных (World Organization for Animal Health), FAO (Food and Agricultural Organization), а также Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ, World Health Organization). Всемирная организация здоровья животных (далее – ВОЗЖ) – принятое название Международного эпизоотического бюро (далее – МЭБ).

ВОЗЖ (МЭБ) представляет собой высший уровень международного межправительственного сотрудничества, координации и кооперации в области ветеринарии, прежде всего в тех аспектах деятельности, которые касаются массовых инфекций животных и экономики, санитарной безопасности и качества продуктов животноводства, защиты здоровья людей от болезней, источником которых могут быть животные и продукты животного происхождения.

ВОЗЖ (МЭБ) – исключительно авторитетная организация во всем мире, в том числе в России, – через центральные органы и многочисленные профильные комиссии эффективно занимается разработкой рекомендаций и стандартов, координирует деятельность различных региональных центров по сотрудничеству и референсных лабораторий в области диагностики, профилактики болезней, стандартизации средств и методов, химико- и иммунобиопрепаратов, разрабатывает ряд согласованных международных документов нормативно-рекомендательного характера.

Деятельность ВОЗМ (МЭБ) приобрело огромное значение в последнее десятилетие в силу того, что планету сотрясают колоссальные эпизоотии отдельных видов животных. В течение буквально двух десятилетий в мире вспыхивали заболевания, которым был подвержен крупный рогатый скот, свиньи, птицы. Данные вспышки заболеваний нанесли огромный вред сельскому хозяйству большинства стран мира. Российская Федерация не стала исключением в данном случае.

Страны сотрясали вспышки, так называемого «птичьего гриппа», заболеваний свиней и крупного рогатого скота. Данными заболеваниями сельскохозяйственным товаропроизводителям был нанесен за ряд лет ущерб на несколько миллиардов долларов. Правительство Российской Федерации, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации (включая Краснодарского края) предпринимают широкомасштабные усилия для преодоления эпизоотий (особенно в рамках сельскохозяйственных предприятий).

Осуществляется массовый забой инфицированных животных и птицы, их утилизация (путем сжигания, например). Ущерб, причиненный сельскохозяйственным товаропроизводителям подобными заболеваниями животных, регулярно возмещается за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Кроме того, государство и регионы стимулируют денежными выплатами и частных владельцев инфицированной птицы и скота (коров, свиней) к забою и утилизации животных (для того, чтобы купировать масштабы эпизоотий, не допустив распространения заболеваний на территорию новых субъектов Российской Федерации, либо новых муниципальных образований).

И хотя данные суммы, как правило, существенно меньше, чем рыночная стоимость утилизируемых зараженных животных и птицы, но они позволяют собственникам не разорится и продолжить свою коммерческую деятельность по товарному производству мяса и мясной продукции.

Российская Федерация, а также субъекты Российской Федерации активно сотрудничают с ВОЗМ (МЭБ) по вопросам профилактики, предотвращения, а также борьбы с различными заболеваниями животных. Данная международная правительственная организация обладает значительными организационными, технологическими и научными ресурсами для предотвращения эпизоотий.

Кроме того, данная организация предоставляет доступ к имеющимся у нее данным по штаммам вирусов, других заболеваний (в целях своевременного и полноценного вакцинирования сельскохозяйственных животных, а также разработки эффективных ветеринарных препаратов для борьбы с теми или иными заболеваниями животных и птицы). Определенную опасность представляет возможность передачи заболеваний, которыми болеют животные и птицы людям (и наоборот).

Так, угроза возможной передачи вируса COVID-19 от норок к человеку (и наоборот) вынудила правительства ряда стран мира (например, Дании, которая является крупнейшим производителем меха норок) осуществить превентивный забой норок, утилизацию их тушек с применением химикатов.

В противном случае, предполагалось, что данные животные выступят в роли переносчиков данного заболевания. Кроме того, по мнению специалистов и экспертов ВОЗ и ВОЗМ (МЭБ) имелась угроза серьезных системных мутаций COVID-19 во временных носителях (норках), что существенно затруднило бы, с одной стороны, лечение данного заболевания, а с другой, затруднило либо сделало невозможным создание в ближайшей перспективе эффективных вакцин против COVID-19.

В связи с этим, деятельность ВОЗМ (МЭБ) в ближайшие десятилетия будет только возрастать. Хотя, по нашему мнению, необходимо наделить данную международную правительственную организацию новыми, более значимыми полномочиями. Для этого следует разработать и принять на международном уровне ряд конвенций и соглашений (которые потребуется одобрить и ратифицировать большинством государств мира), благодаря которым рекомендации ВОЗМ (МЭБ) будут носить не только рекомендательный, но и обязательный характер (особенно – в плане профилактики, предупреждения и борьбы с эпизоотиями, а также заболеваниями животных и птиц, которые могут передаваться от животных и птиц к человеку и наоборот).

Важное значение при осуществлении внешнеэкономической деятельности в агропромышленном комплексе имеет такая международная правительственная организация, как СНГ.

Созданное на обломках СССР, и объединявшее в различные годы от 5 до 12 государств, являвшимися бывшими союзными республиками в составе СССР, СНГ координирует внешнеэкономическую и внешнеторговую деятельность государств-членов СНГ. Разработанные в рамках СНГ соглашения позволяют разрешать наиболее злободневные проблемы. Препятствующие эффективной внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности (например, путем устранения двойного налогообложения). Однако события последнего десятилетия можно рассматривать как определенный кризис в развитии СНГ.

Цепь «оранжевых революций», прокатившихся по государствам-участникам СНГ (Грузии, Украине, Республике Молдове), благодаря которым к власти в данных странах пришли сторонники европейской интеграции и дистанцирования от СНГ и Российской Федерации, привела к тому, что ряд государств СНГ запустили центробежные тенденции в своем участии в СНГ. Это сказалось и на динамике изменения внешнеторгового и внешнеэкономического оборота с Российской Федерацией (а также друг с другом).

При этом данная позиция не принесла никакой выгоды, ни в целом данным государствам, ни отдельным хозяйствующим субъектам, являющихся налоговыми резидентами этих стран. Более того, наблюдается стабильная динамика падения ВВП и ВНП у данных стран (например, в Республике Молдавия, Украине и т. д.).

Тем не менее, на наш взгляд, СНГ в настоящее время является наиболее важной международной правительственной организацией, которая будет способствовать интенсификации внешнеторговой и внешнеэкономической деятельности Российской Федерации в силу ряда причин:

  • Во-первых, анализ структуры российского экспорта и импорта показывает, что значительная его часть все еще приходится на страны, являющиеся членами СНГ. Отчасти это обусловлено тем, что все еще действуют технологические и логистические цепочки, созданные во времена СССР, а с другой стороны, в государствах-членах СНГ действует схожее законодательство, регулирующее требования к качеству продукции, ее технической составляющей и т. п.
  • Во-вторых, целый ряд видов продукции, экспортируемой или импортируемой Российской Федерации, поставляется транзитом через государства-участники СНГ (например, Республику Беларусь). И без эффективного правового регулирования вопросов внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности между государствами-участниками СНГ невозможно оптимальное прохождение транзитных потоков.
  • В-третьих, ряд государств-участников СНГ является крупными традиционными покупателями отдельных видов российской продукции (например, промышленной продукции, сельскохозяйственного сырья, нефти-сырца, горючесмазочных материалов и т. п.). Без эффективного правового регулирования периодически возникающих правовых коллизий и конфликтов как между отдельными поставщиками и покупателями российской продукции, так и государствами-членами СНГ в целом, невозможен, с одной стороны, рост объемов экспортно-импортных операций с участием Российской Федерации, а с другой стороны, невозможно получение прибыли от данных видов операций.
  • В-четвертых, деградация внешнеторгового и внешнеэкономического сотрудничества Российской Федерации с государствами-участниками СНГ неминуемо приведет к активизации конкурирующих международных правительственных и неправительственных организаций, а также межгосударственных объединений (в частности, Европейского Союза, НАФТА и т. п.). Это приведет, с одной стороны, к ухудшению делового климата в стране, а с другой, к неготовности деловых партнеров на взаимные уступки в сфере внешнеторговых и внешнеэкономических отношений. Страны-члены СНГ начнут массово отказываться от российской продукции, переориентируя свои рынки, а также своих производителей, на сотрудничество с другими государствами (например, странами Европейского Союза).
  • В-пятых, нельзя забывать и о том, что на территории государств-членов СНГ находится около 15 млн наших соотечественников. Охлаждение отношений с государствамичленами СНГ неминуемо скажется на уровне их материального благосостояния. Кроме того, не исключено, что это подстегнет и антироссийские настроения в данных странах. Это приведет к новой волне беженцев с территории данных стран. А в условиях общемировой экономической стагнации данные обстоятельства негативно скажутся на общие темпы развития российской экономики.
  • В-шестых, в рамках СНГ осуществляется регулирование внешнеэкономической и внешнеторговой деятельность государств-участников СНГ по целому ряду направлений: торговли вооружениями и боеприпасами; продовольственной продукции и сельскохозяйственного сырья.

Важное значение во внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности (в том числе и в агропромышленном комплексе) играет Таможенный союз Евразийского экономического сообщества. Несмотря на то, что он был создан только в 2015 г., он уже зарекомендовал себя как важный постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Евразийского экономического сообщества (ЕАЭС).

В его состав входят пять стран на правах участников (Российская Федерация, Республика Беларусь, Казахстан, Киргизия и Армения). Нормы Таможенного союза были с 2011 г. приведены в соответствие с нормами ВТО. Поэтому участие в Таможенном союзе ЕАЭС не противоречит международному законодательству и не препятствует странам активно участвовать и в деятельности ВТО.

В качестве основных целей создания Таможенного союза ЕАЭС можно выделить:

  • создание условий для интенсификации международной торговли стран-участников ЕАЭС;
  • увеличение объемов экспортно-импортных операций;
  • облегчение прохождения экспортерами и импортерами таможенных процедур;
  • снижение налогового бремени на участников международной торговли;
  • устранение двойного налогообложения в международной (межгосударственной) торговле;
  • создание эффективных логистических коридоров (путей) движения товаров, услуг и финансовых средств стран-участников ЕАЭС;
  • защита интересов государств-членов ЕАЭС, а также хозяйствующих субъектов, являющихся их налоговыми резидентами в международных судебных органах, коммерческой арбитраже и т. п.

Таким образом, можно констатировать, что роль международных правительственных и неправительственных организаций в регулировании внешнеэкономической деятельности возрастает. Особенно важное значение их работа приобретает для деятельности отечественных товаропроизводителей.

В связи с тем, что Россия является членом ВТО следует отметить и то обстоятельство, что факт нахождения нашей страны в данной международной правительственной организации оказывает в последнее десятилетие преобладающее воздействие на развитие внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности в агропромышленном комплексе.

Несмотря на мировой экономический кризис, объем экспортно-импортных операций в России растет, страна жизненно зависит от внешнеторговой и внешнеэкономической деятельности. Более того, в условиях санкций, объявленных рядом иностранных государств, попыток давления на Россию со стороны США, а также некоторых государств Европейского Союза, целенаправленная политика России, направленная на усиление взаимодействия с иностранными торговыми партнерами является залогом планомерного и поступательного развития внешнеторговой и внешнеэкономической деятельности в агропромышленном комплексе Российской Федерации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)