Резюме Метод

1.Формирующий эксперимент

2.Экспериментальная стратегия

 

Определение
Метод — это общая стратегия, общий путь получения фактов, который определяется задачей и предметом исследования, а также теоретиче­скими представлениями исследователя.

 

В отличие от этого, методи­ка — это частный, конкретный способ сбора материалов, который зави­сит от условий исследования и возможностей исследователя. Основные методы исследования детской психологии — наблюдение и эксперимент. Наблюдение бывает сплошным или выборочным, скры­тым или включенным, одноразовым или пролонгированным (лонгитюдным).

В психологическом эксперименте исследователь намеренно создает условия, в которых протекает деятельность ребенка, или ставит перед ним определенные задачи. В детской психологии эксперимент должен быть максимально приближен к естественным условиям жизни детей. Необычные лабораторные условия (например, использование новой аппаратуры, чужие взрослые и пр.) неприменимы в работе с детьми. Дети не должны подозревать, что те игры, которые им предлагают спе­циально, организованы для их изучения.


Одним из видов психологического эксперимента являются тесты.

 

Определение
Тест — это система специально подобранных заданий, которые предла­гают детям в строго определенных условиях. За выполнение каждого задания ребенок получает оценку в баллах. Оценка должна быть объ­ективной и не зависеть от личного отношения экспериментатора.

 

Срав­нение результатов ребенка с возрастной нормой позволяет определить, насколько для своего возраста развит ребенок (отстает или опережает ее). Такую стратегию эксперимента называют стратегией срезов, по­скольку здесь «снимается» уровень возрастного или индивидуального развития какого-либо психического процесса.

Особым видом эксперимента, позволяющим выявить движущие силы и причины развития психических способностей, является генетико-моделирующий, или формирующий эксперимент, в котором осуществляется экспериментальное формирование той или иной психической способности.

Учитывая, что дети дошкольного возраста достаточно быстро развиваются и без всяких экспериментальных воздействий, чтобы оценить эффективность формирующего эксперимента, необходимо сопоставлять те изменения, которые происходят за один и тот же промежуток времени у детей — участников формирующих экспери­ментов и у детей того же возраста, живущих в естественных условиях.

Первая группа детей называется экспериментальной, вторая — кон­трольной. Сравнение результатов контрольной и экспериментальной группы показывает ту «прибавку», которую дают организованные в экс­перименте условия.

Формирующий эксперимент, так же как и срезовый, может быть лонгитюдным, то есть продолжаться в течение ряда лет с одними и теми же детьми. Многолетнее экспериментальное обучение детей по новым программам и выяснение влияния этих программ на психическое раз­витие детей можно рассматривать как лонгитюдный психолого-педаго­гический формирующий эксперимент.

Экспериментальная стратегия исследования может быть срезовой (одноразовой) и пролонгированной (или длительной, лонгитюдной). Обе стратегии могут сочетаться в одном и том же исследовании. Помимо основных методов (наблюдения и эксперимента), в дет­ской психологии в качестве дополнительных используются анализ результатов детской деятельности (рисунков, построек и пр.) и метод беседы. Эти методы могут быть использованы только как вспомога­тельные.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)