Результативность, действенность, эффективность журналистики и ее формы

Результативность творчества — одна из главных проблем журналистики. Под результативностью крайне редко подразумеваются коммерческий успех, получение доходов от журналистской деятельности.

Журналистика (за исключением откровенно коммерчески ориентированных СМИ) существует, по сути, не ради прибыли, хотя забота о высокой рентабельности изданий не исключена для ведения дела на должном уровне и самостоятельно, без субсидий от лиц и организаций.

Высокая социальная результативность создает предпосылки коммерческого успеха и гарантии от нежелательных воздействий.

Требование повышения результативности журналистики может выполняться в максимальном объеме в том случае, если журналистам достаточно ясно, что такое результативность, что надо знать о путях достижения высокой результативности, какими умениями располагать для этого.

Ответ на первый вопрос связан с осознанием целевых функций журналистики, т.е. с ясным представлением о том, чего же добивается в конечном счете журналистика своей идеологической, культурно-рекреативной, непосредственно-организаторской и другой деятельностью, какова прагматическая направленность данного издания или программы.

Поэтому результативность в общем виде можно определить как меру реализации цели.

Из формулы видно, что для высокой результативности деятельности определяющее значение имеет умение поставить цель и достичь ее через соответствующий результат. Важное значение при постановке вопроса о результативности имеет понятие «цель»: журналист должен ясно понимать ее сущность и пути формирования конкретных целей в журналистской деятельности.

Цель как состояние (сознания, поведения социального объекта), достижение которого желательно для того или иного СМИ и/или журналиста, имеет субъективную природу и потому может в большей или меньшей мере отличаться от объективно необходимого.

Поэтому и журналистам, и аналитикам журналистского творчества чрезвычайно важно рассматривать поставленные цели на фоне объективных потребностей социального развития применительно к той конкретной ситуации, по поводу которой разворачивается журналистская акция.

Не случайно в журналистике (в том числе среди СМИ, находящихся на разных позициях) постоянно подчеркивается, что свои задачи она видит в удовлетворении потребностей общества в информации.

Потребность в информации — это потребность в совокупности таких сведений, в которых общество нуждается для нормального функционирования и развития экономической, социально-политической, духовной и других сфер.

И журналистика призвана выполнять свою специфическую роль в «информационном обеспечении» этих потребностей.

Разумеется, разнонаправленные общественные силы по-разному «видят» эти потребности, что важно учитывать при анализе их подхода к результативности, но в принципе потребности объективны и не зависят от «мнений».

Для конкретного определения потребностей в информации журналисту необходимо сравнить объективно необходимое состояние того или иного социального объекта, т.е. его необходимого «идеального» бытия в ближайшем будущем и в далекой перспективе, с реальным положением вещей.

В результате сравнения возникает представление о том, что и как надо сделать, чтобы продвинуться вперед на пути достижения желаемого. «Разница» и есть потребность социального объекта, а обеспечивающая эти необходимые изменения совокупность произведений журналистики предстает как реальная потребность в информации.

Следовательно, журналист результативно может действовать лишь в том случае, если знает, какую информацию и кому адресованную надо под- готовить и передать, чтобы информационно обеспечить социальное развитие.

Потребность как «разница» между необходимым и реальным положением вещей в аудитории и/или социального института при всестороннем и подробном анализе ситуации предстает как требуемая информация разного «наполнения».

Это и поддерживающая, развивающая позитивные тенденции, и критическая, нацеленная на устранение негативного, и уточняющая, корректирующая, и как ответ на вопросы, и как постановка проблем, и как заполнение лакун и т.д. и т.п.

Иначе говоря, потребность в информации как целое складывается из совокупности разнородных составляющих.

И надо помнить, что потребности ни- когда не могут быть полностью удовлетворены и потому, что это бесконечный процесс, и потому, тем более, что существует закон изменения и возвышения потребностей (П).

Необходимо учитывать также и то, что в каждый конкретный момент истории и возможности (В) журналистики (развитость системы, состояние кадров, обеспеченность информационными, научными и другими ресурсами и т.д.), и возможности «потребителей» информации (доступность источников информации, способность ее освоения и использования и т.д.) ограничены.

Следовательно, при разработке общих представлений о сущности результативности надо ввести также и характеристику возможностей (журналистики — в передаче информации; аудитории — в освоении ее).

При реализации своего направления и основанной на нем информационной политики каждое СМИ стремится к наиболее полному выполнению поставленных перед ним задач.

При этом принципиально важным ориентиром творческой деятельности оказывается конечный результат — сила общественного влияния, выполнение своей роли «четвертой власти» по отношению как к социальным институтам, так и к массовой аудитории.

Все формы деятельности семантического и синтактического характера (от формирования тематического плана до завершающей правки произведения, от сбора материала до компоновки номера или выпуска) объективно подчинены прагматике журналистского труда, ориентации на достижение конечных социальных целей.

Нередко бывает так, что произведения, которые в журналистском кругу считаются творческим успехом, не производят глубокого воздействия на «потребителя» информации.

И наоборот, «проходные», с точки зрения семантико-синтактической, обычные, невыдающиеся произведения способны оказать глубокое влияние на положение дел в обществе, вызвать активный отклик и/или реакцию в различных организациях, а также у официальных лиц.

В принципе возможны четыре варианта воздействия СМИ на «потребителя»:

  • функциональное, когда поставленная задача более или менее адекватно реализована;
  • дисфункциональное, при котором результат оказывается противоположным желаемому;
  • нефункциональное, если возникают позитивные, но неожиданные, не связанные с явно поставленной задачей результаты;
  • афункциональное воздействие, нулевой итог, отсутствие каких-либо результатов.

Разумеется, творческая деятельность должна быть нацелена на функциональные результаты (а нефункциональные проявятся как дополнительные).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)