Религия, общество, культура

Здесь речь пойдет не столько о религии как таковой, сколько о религиозном сознании, или присущей человеку вере в некие абсолютные вещи, находящиеся вне его познания, контроля и влияния. В этом качестве религия имеет целью выработку некоего целостного миро- воззрения и направлена на формирование и закрепление этого мировоззрения.

Как таковая она неразрывно связана с определенной системой нравственных норм и представляет собой не только важный культурный фактор, но и фактор политический как консолидирующая общественная сила.

«Политеизм», «теизм», «язычество», «идолопоклонство», «тотемизм» и т.д. — все это слишком общие понятия. Хотя они имеют свою познавательную ценность, но мало что говорят о религии, которая всегда конкретна по своей форме и содержанию, по особому культу и ритуалам. Я уже обращал внимание на тот факт, что даже когда тот или иной народ заимствует религию со стороны, у другого народа, она непременно преображается и изменяется в соответствии с его духом, его коренными ментальными, психическими и иными свойствами.

Римляне заимствовали свою религию у греков, но это заимствование отнюдь не ограничилось внешними изменениями, а именно, изменением имен богов: греческий Зевс стал у римлян Юпитером, Гера — Юноной, Афина Паллада — Минервой и т.п. Нет, она превратилась в собственную религию, впитав в себя весь дух римского народа, имеющий мало общего с духом народа греческого.

В этом факте находит свое выражение всеобщий закон, не терпящий механического переноса или трансплантации духовных ценностей от одного народа к другому. Каждый народ, помимо того что он есть часть всего человеческого рода, в то же время глубоко индивидуален. В своей жизнедеятельности он руководствуется своими особыми принципами и не подчиняется внешним по отношению к нему соображениям в их осуществлении, и в этом выражается особый характер каждой нации.

Еще Монтескьё в «Духе законов» писал, что политические и гражданские законы «…должны находиться в таком тесном соответствии со свойствами народа, для которого они установлены, что только в чрезвычайно редких случаях законы одного народа могут оказаться пригодными и для другого народа».

Руссо также утверждал, что «…кроме правил общих для всех, каждый народ в себе самом заключает некое начало, которое располагает их особым образом и делает его законы пригодными для него одного».

То же в принципе относится и ко всем общественным установлениям, в том числе к религии. При формальном сходстве у разных народов они имеют свое особенное содержание, определяемое неповторимыми свойствами каждого из них.

Это одна из важнейших причин, почему прямое заимствование различных общественных учреждений и установлений у других народов и попытка их укоренения на чужой для них почве никогда не приносят желаемого результата.

Как говорил по этому поводу известный немецкий историк XIX века Леопольд Ранке, «можно трансплантировать внешние формы, но тот элемент, в котором содержится их источник, не только их исторические корни, но и тот дух, связывающий прошлое и настоящее и должный одушевить будущее, скопировать невозможно».

Каждый народ имеет то устройство и ту религию, которые в наибольшей мере соответствуют ему и подходят. То и другое не есть не- что, созданное искусственно: они представляют собой работу многих веков, идею и сознание разумного в той мере, в какой оно развито в данном народе.

Религия, ее основные ценностные положения, ее догматы и сам предмет веры всегда связаны с жизнью нации, с природными условиями, в которых она живет, с историческими судьбами страны, обычаями, укладом всей жизни, нравственным и правовым сознанием, — словом, со всем, что составляет и определяет культуру.

Религия народа и его культура неразделимы; она есть часть культуры, но часть не механическая, а органическая. Ее нельзя искусственно «отрезать» или отделить от культуры, ибо она уходит в нее всеми своими корнями.

Органическая связь религии с культурой народа, с его духом особенно наглядно видна на примере религии христианской и специфических ее проявлений у разных исповедующих ее народов в форме католичества, протестантства и православия. Хотя все они — религии христианские, но различия между ними не меньшие, чем между христианством и другими религиями.

Так, католицизм есть романское понимание христианства; протестантство — понимание германское и, наконец, православие — славянское его понимание. В каждой из этих ветвей христианской религии отражается особый дух соответствующих народов. Именно он-то и значим в различиях между этими тремя ветвями, а вовсе не разное толкование церковных догматов.

Что касается понятия «дух народа», приведу на сей счет суждение Дюркгейма. Коллективным, или общим, сознанием (или — духом на- рода) он называет совокупность верований и чувств, общих в сред- нем членам одного и того же общества, которая образует определенную систему со своей собственной жизнью.

«Дух этот имеет специфические черты: он не зависит от частных условий, в которых находятся индивиды — те приходят и уходят, дух же остается. Он один и тот же на севере и на юге, в больших городах и маленьких, в различных профессиях.

Точно так же он не изменяется с каждым поколением, а, наоборот, связывает их между собой в единую последовательную цепь. Дух этот выражает психический тип общества, подобный индивидуальным типам, хотя и в другой форме, и имеющий свой способ развития, свои свойства, свои условия существования.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)