Религия и культура. Язычество. Канон

Утверждение христианства в качестве единственного имперского государственного культа в V веке н.э. приводит к началу гонений на другие теологические системы, которые стали рассматриваться как «язычество», «суеверия» и ложные (а потому – опасные) религии (псевдорелигии, религиозные суррогаты, духовные подделки, обман, ловушки для невежд и
т.п.).

Наряду с таким, дистанцирующимся с миром Античности как миром гонений, варварства и жестокости, утверждается и диалогичное отношение к античному наследию, которое мы встречаем у одного из наиболее видных ранних апологетов Юстина (Иустина) (ок. 100 – ок. 165).

Он не отрицает за языческой философией права на мудрость, но считает ее мудростью низшего порядка по сравнению с мудростью христианской. Он объясняет это тем, что языческая философия элитарна, в то время как христианская мудрость открыта всем. Форма изложения философии трудна и изощренна, христианство же просто и понятно всем.

Философские школы высказывают взаимно противоположные мнения по различным вопросам, однако подлинная истина и мудрость едины и это мудрость христианская, опирающаяся на Откровение. Важным преимуществом христианства представлялось и то, что Откровение полагалось творением Бога, тогда как философия является творением людей.

Вместе с тем Юстин находит много истинного и в греческой философии, прежде всего, идеи платоников и стоиков о едином Боге, создании мира, бессмертии души и провидении. С его точки зрения, Моисей и Платон были лишь орудиями Провидения, готовившего почву для христианства. В целом, с точки зрения Юстина, греческая философия находится в гармонии с христианством и подтверждает его истины.

По мере становления христианства как Православной (правильно славящей Бога), Единой (Кафолической, Вселенской, Всемирной), Святой, Соборной и Апостольской Церкви формируется ее «канон» (свод положений, носящий нормативный характер, выражающий правила понимания
вероучения, обрядности  церковной организации), начинается борьба с уклоняющимися от общепризнанной нормы учениями («ересями») и исповедующими их объединениями, сообществами («сектами»).

Многообразие имперских традиций и культур начинает унифицироваться, складываясь в новую духовную церковную общность, рождающуюся в острой полемике различных групп между собой. В богословии (теологии) и религиоведении существует множество примеров попыток строго разграничить понятия «церкви» и «секты», которые до настоящего времени не удается привести к какому-либо единству и согласию.

Причиной этого являтся историческое своеобразие христианства Европы, где секты «часто добивались признания за ними права зваться церквями или вероисповеданиями», при этом «на официальном языке в эпохи религиозной борьбы одна и та же община зовется то сектой, то церковью или исповеданием, смотря по отношению к ней правительства».

В широком смысле само христианство возникает как множество иудейских сект, так или иначе восходящих к благовествованию Иисуса Христа и противопоставляющих себя ранее господствовавшим традициям жречества Иерусалимского Храма.

В религиоведении эти понятия имеют нейтральный характер, выражая этап становления любого религиозного объединения, тогда как в теологии они носят оценочный характер, подчеркивая различия между истинно (господствующими, победившими) и ложно (маргинальными, осужденными) почитающими Бога религиозными группами.

С религиоведческих, нейтральных позиций в обыденном сознании господствующее принимается за истинное и совершенное, тогда как в науке истина, как правило, не боится противоречить не только общепринятым мнениям, но, порой, и здравому смыслу, что неоднократно приводило к обвинениям в ереси известных ученых.

Изданный в 313 году Миланский эдикт уравнял христианство с другими религиями Римской империи. Император Феодосий издает указы, провозглашающие христианство официальной религией Римской империи (390 г.) и запрещающие языческие культы (392 г.).

В 394 году отменяют Олимпийские игры как «языческую мерзость», противную духу христианства, а император Юстиниан своим декретом (529 г.) изгоняет из Афин всех философов и риторов. Сооружается храм святой Софии в Константинополе – главная церковь, символизирующая единение, гармонию земли и неба, государства и церкви, великолепное архитектурное сооружение – одно из новых чудес света.

Начинается переориентация мироотношения миллионов людей с античного созерцания безличного «космоса» на деятельное участие в творческой активности трансцендентного и непостижимого личностного Бога, создается новый уровень духовной атмосферы в
обществе, повлиявший на всю человеческую культуру.

Проповедь «ново-обращения» к любви сопровождается критикой бесчеловечности и ложности «язычества», различных религий страха и философий «бессердечия», обезличенного и обесчеловеченного миропонимания вообще. Христианство стало основанием культуры народов Европы, их науки, искусства, философии, этики и права.

Драматизм истории христианства показал всю сложность достижения этого нового уровня в
развитии человечества. Распад христианского сообщества на могущественные противостоящие конфессии (православие, католицизм, протестантизм) и кровопролитные межконфессиональные войны привели к поискам новых форм универсализма и уникализма, к реформированию самого христианства и к формированию современной светской, секулярной культуры.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)