Реконструкция вдохновения: сбывающееся планирование

Прежде всего, мы должны знать, какова наша цель, причём знать позитивную её формулировку. Кроме того, цель должна быть в сфере нашего влияния. Т.о. это два самых важных правила составления плана, – без которых он не осуществится, даже при исполнении остальных трёх.

Итак, пять правил составления плана:

  • позитивная формулировка,
  • в сфере моего влияния,
  • соответствие времени, месту и обстоятельствам,
  • специфические мышление, эмоциональные ощущения и чаяния («бессознательные» стремления),
  • в гармонии с остальными аспектами моей жизни.

Позитивная формулировка.

Мы должны точно знать, куда идём. Например, покупая билет на самолёт, мы не можем сказать кассиру: «Я хочу куда-нибудь на запад» или «Не важно куда, лишь бы не в Берлин». Что будет, если кто-то скажет нам: «Пожалуйста, подумайте о чём-нибудь, но только не о слонах»? – Мы будем думать именно о слонах! Итак, мы получаем именно то, на что фокусируем свой ум. Поэтому, фокусируясь на том, чего не хотим, – мы получаем как раз то, чего не хотим. Если же мы думаем не о проблеме, а о решении – проблема уходит сама собой.

Однако нам иногда очень сложно дать позитивную формулировку своей цели – мы знаем только откуда идём, и куда не хотим попасть. Подобная сложность связана с нашими детскими самскарами  (отпечатками впечатлений в памяти). Ведь в детстве родители учили нас: «Не обижай сестру, не дёргай её за косички», «Не бегай!», «Не трогай!». Родители не говорили нам, что нам «делать», а говорили – чего «не делать». Именно здесь коренится наша привычка думать о том, чего мы не хотим.

Поэтому когда у вас возникнет желание сказать своим детям что-то вроде: «Не прыгай на диване!», – воздержитесь. А вместо этого подумайте, чего же вы на самом деле от них хотите. Вы хотите, чтобы дети просто посидели на диване? Или вообще слезли с него? Или же хотите, чтобы они ушли в другую комнату? Итак, негативное мышление – это наша глубоко укоренившаяся привычка. Сама собой она не исчезнет. Для её нейтрализации нужна систематическая практика, – та, которая поможет смотреть на окружающий мир по-другому. Не через призму приобретённых в детстве самскар .

В сфере моего влияния. Если я хочу, «чтобы со мной хорошо говорила моя жена» или «чтобы была хорошая погода», «чтобы дети успокоились» – то это не под моим контролем. Мы должны планировать то, что мы можем. Причём, планируемое действие должно быть под нашим контролем не частично, а полностью. Частичный контроль не подходит. Например: «Что я могу сделать, чтобы побудить своего мужа говорить со мной лучше?» Итак, это два самых важных правила составлении плана. Без них план не будет продвигаться и не осуществится.

III. Соответствие времени, месту и обстоятельствам.

Желая, «чтобы мои дети были спокойны» или «чтобы я сама всегда была спокойной» – вы хотите спокойствия везде и всегда? Во-первых, это невозможно. Во-вторых, хотите ли вы оставаться спокойной, когда ваш ребёнок тонет в реке или выбегает на дорогу перед машиной? Другой пример: у кого-то может быть план вставать каждое утро в 2 часа ночи. Однако всегда  это делать невозможно. В какой-то день вам потребуется встать ещё раньше, а в другой – просто не сможете подняться в два. Итак, составляя план, мы должны учитывать конкретные время, место и обстоятельства; а также учитывать в плане других людей – которые могут помогать или препятствовать осуществлению плана.

Специфическое мышление, эмоциональные ощущения и чаяния.

О чём мы думаем, что чувствуем и чего желаем. Все эти три составляющие должны быть согласованы. Например, я хочу полюбить Кришну. Любовь это прежде всего чувство. Однако для её возникновения я должна правильно вести себя: поклоняться Кришне, повторять Харе Кришна мантру, предлагать Кришне пищу. Эти действия могут быть как внутренними (на уровне сердца), так и внешними (на уровне тела). Если я делаю всё это, но не думаю о качествах Кришны, Его форме, о философии сознания Кришны, то не достигну своей цели; если я просто изменю своё поведение, но мои сердце и ум будут в другом месте – очень трудно будет придерживаться такого поведения всегда. С другой стороны, если я сосредотачиваюсь лишь на своих мыслях, но при этом не изменяю своё неуместное поведение – мне будет трудно поддерживать правильные мысли. Аналогично и с чаяниями: определённые мысли и эмоциональные ощущения провоцируют соответствующие им чаяния.

Например, мы можем запланировать вставать в 3:30 утра. Данный план прежде всего касается нашего поведения, однако вместе с поведением мы должны также определиться с тем, о чём при этом хотим думать и что при этом чувствовать, к чему стремиться. Или, допустим, мы хотим стать смиренными. Обычно под смирением понимают способность человека не гневаться, когда его задевают. Однако, планируя стать «смиренным», нужно дать «смирению» более широкую и позитивную формулировку – на каждом из трёх этих этапов (мышления, эмоций и чаяний).

В гармонии с остальными аспектами моей жизни. Допустим, мы запланировали читать «Бхагавад-гиту» в течение пяти часов каждый день, или повторять каждый день Харе Кришна мантру 6 часов, или каждый день вставать в 1:30. Всё это позитивно, всё это в сфере нашего влияния; всё это соответствует времени, месту и обстоятельствам; можно даже мышление, эмоции и чаяния соответствующие спланировать. Однако подобные действия – конечно если мы не в монастыре живём – скорее всего войдут в жёсткое противоречие с остальными аспектами нашей жизни. Либо супруг скажет: «Всё, привет!», либо дети не будут как следует питаться, либо мы не сможем поддерживать своё жилище в чистоте. Поэтому составляя план, нужно позаботиться о том, чтобы он гармонировал со всеми остальными аспектами жизни.

Позаботиться о гармоничности плана помогут несколько простых вопросов. Прежде всего, необходимо осознать, что именно мы планируем – прочувствовать план в себе; и также отдавать себе отчёт в том, что трудности – возможны. Ведь если бы трудностей не было, план бы уже осуществился. Нужно не побояться задать себе вопрос: «В чём сложность?» Также при составлении плана следует ответить себе на следующие вопросы: Как этот план повлияет на мою жизнь, как повлияет на жизнь других? Как этот план соотносится с тем, что было в прошлом? Необходимо подумать обо всех обстоятельствах и людях, которые прямо или косвенно попадают под влияние плана. Ответы на все эти вопросы должны гармонировать между собой.

Также стоит ответить на вопрос: Какую цену мне придётся заплатить за реализацию данного плана? А затем решить, готов ли я заплатить эту цену. Если не готов – сократить свой план. При необходимости, можно составить «план по выполнению плана». Нам также может показаться, что такой большой план – с многоуровневым планированием, – это слишком сложно. В таком случае мы можем сфокусировать всё своё внимание на том, каков будет наш первый шаг. В этом случае нам понадобится «план осуществления первого шага».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)