Реконструкция вдохновения: передача культурного наследия

Вы хороший человек? Вы культурный человек? Что способствовало вашему становлению, как культурного человека? Как вы узнали, что такое «хорошо» и что такое «плохо»? Откуда к вам пришло это понимание?

Каждый человек естественным образом стремится быть хорошим, при этом вкладывая в понятие «быть хорошим» свои собственные представления и ценности, – заложенные в него ещё в глубоком детстве. Эти представления и ценности передаются из поколения в поколение посредством культуры, которая в свою очередь тесно связана с духовной составляющей нашей жизни. Т. о. культура регламентирует негласные нормы поведения. Поэтому в разных частях мира, – различающимся по присущим им культурным традициям – есть своё представление о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Например, поведение приемлемое в России может быть неприемлемым в Америке, и наоборот. Даже проявление дружелюбия может разниться – в зависимости оттого, в рамках какой культуры оно проявляется.

В былые времена, когда не было телевидения, радиоэфира и Интернета, культурное наследие – вместе с его негласными правилами – передавалось исключительно через личный пример старших и через те правила, которые они устанавливали. Тогда люди жили в маленьких деревушках-общинах и практически никогда не выходили за пределы своей деревни. Поэтому их представления о «хорошем» и «плохом» формировалось в процессе взаимодействия со старшими. Авторитет старших был для них незыблем. Однако в наши дни авторитеты не популярны, – мало кто следует примеру старших и прислушивается к устанавливаемым ими правилам, – вследствие чего подобный механизм передачи культурного наследия в наши дни уже не работает. Это связано с тем, что благодаря телевизору и Интернету мы имеем счастье наблюдать великое множество противоречащих друг другу примеров. Поэтому если кто-то скажет, что «вы русские и поэтому должны следовать таким-то правилам» – его никто не послушает. Особенно учитывая тот факт, что современная русская культура сосредоточена как раз на том, как обходить правила, и уж тем более не на том, как следовать им. Поэтому давать русскому человеку правила – плохая затея.

Однако, даже несмотря на тотальное ниспровержение авторитетов и принципиальное противостояние каким бы то ни было правилам, передача культурного наследия всё-таки возможна. Культурные ценности передаются посредством трёх универсальных механизмов: истории, самскары  (отпечатками впечатлений в памяти) и отношения.

Истории.

Испокон веков основным способом передачи культурных ценностей были истории. Мы слушаем истории от пожилых людей, родителей, учителей. Телевидение, фильмы и даже музыка – также подпадают под категорию историй. Истории характерны тем, что обходят неприступную оборону человеческого эгоизма. Посредством истории, мы можем донести до человека очень серьёзное послание, дать ему серьёзное наставление – сказать ему практически всё что угодно. Рассказывая историю, мы можем чуть ли не напрямую называть человека дураком, – а он, не видя подвоха, будет кивать головой. Ведь мы же просто историю рассказываем! Посредством истории мы представляем идеализированные формы «хорошего» и «плохого»: «Вот этот герой положительный, а этот – отрицательный. Эти люди воплощают собой добро, а эти – зло. Хорошие люди делают вот это, а плохие – вон то». Истории могут быть как правдивыми былинами, так и выдуманными сказками.

Ярким примером подобного способа передачи культурных ценностей является «Шримад-Бхагаватам» – непревзойдённый шедевр литературного творчества. «Шримад-Бхагаватам» состоит исключительно из историй, а вся излагаемая в нём житейская мудрость, вплетена в эти истории. Некоторые истории основаны на исторических фактах, а некоторые представляют собой выдуманные аллегории. Нарада Муни, – один из самых видных героев «Шримад-Бхагаватам», – очень часто прибегает к помощи аллегорий. Благодаря аллегориям ему удаётся донести свои наставления даже до самых невосприимчивых до советов личностей.

Мне доводилось видеть подростков, которые абсолютно не были заинтересованы в том, чтобы принимать сознание Кришны, но которые становились преданными просто после просмотра спектакля. Также мне доводилось встречать преданных, чьи родители оставили сознание Кришны, когда те были ещё в совсем юном возрасте. Однако, будучи маленькими детьми, они слышали множество интересных историй, – навсегда оставшихся в их сердцах, – и поэтому, повзрослев, эти люди вливались в среду преданных.

Поэтому, пытаясь донести до человека какую-то важную мысль, выделите время для истории. Так вы и человека не заденете, и удовольствие ему доставите. Ведь слушать истории нравится всем! Любой лектор знает: когда начинаешь рассказывать историю, аудитория сразу же преображается; все становятся счастливыми, расслабленными и внимательными. Кроме того, никто не засыпает во время лекции! Однако, стоит лишь начать перечислять пункты правил, как все погружаются в анабиоз. Т. о., посредством историй можно завладеть вниманием людей и донести до них серьёзные вещи.

Однако избегайте историй, которые несут в себе противоречивые ценности. Чем опасны противоречивые ценности? Консультируя людей, которые обращаются ко мне со своими проблемами, я очень часто обнаруживаю, что в их доме есть телевизор. Мне как-то даже написали письмо: «Спасибо за то что помогли моему брату и его жене. Вы, должно быть, великий психолог, – поскольку знали, что их проблема заключалась в телевизоре». Однако, дело не в психологии. Слушая противоречивые истории, вещаемые телевизором, – которые пронизаны духом материалистичной культуры, – мы совершенно неожиданно придём к тому, что будем принимать соответствующие им противоречивые ценности.

Самскары.

Каждая культура старается дать своим последователям сильный эмоциональный опыт, связанный с позитивными или негативными аспектами данной культуры. Самые очевидные инструменты для такой передачи – это праздники и наказания. Подобные инструменты формируют у людей определённые самскары, поэтому, собираясь передавать культурные ценности кому-то, – например своим детям, – нужно осознанно работать над тем, чтобы у людей откладывались позитивные самскары.  Например, вы учите ребёнка петь, и вы видите что он фальшивит. У вас может возникнуть желание прикрикнуть на него. Однако вы должны понимать, что ваша реакция отложит в памяти ребёнка соответствующую самскару,  и у детей музыка будет ассоциироваться с плохим настроением. Если же мы будем давать людям сильный позитивный эмоциональный опыт, то они будут заинтересованы в дальнейшем общении с нами и будут заинтересованы в том, чтобы перенимать наши ценности. Вот три коротких истории, иллюстрирующих данный факт:

«Как-то раз мы приехали с дочкой в Канаду. Я зашла в магазин, а дочку оставила на улице. Выйдя из магазина, я обнаружила, что она спряталась в автобусе. Дочь рассказала, что увидела подозрительного дяденьку, который как ей показалось, занимается похищением детей. После этого, всякий раз когда она вспоминала о Канаде, к ней возвращалось это тревожное чувство».

«Отец каждое утро вставал в 5 утра и также будил меня, затем мы в течение двух часов проводили утро вместе. Так было каждый день. Когда я была маленькой, мы просто играли, а когда повзрослела – разговаривали о серьёзных вещах. Благодаря этому я приучилась к тому, что ранние утренние часы – самые счастливые. Кроме того, я никогда не курила – просто потому что меня отец попросил об этом. Почему я его слушалась? Потому что чувствовала любовь».

«Моя мать выделяла по 1 часу в неделю для каждого из своих 14 детей. В это время она общалась только с ним и ни с кем другим. Моё время было в четверг в 18:00. Для меня это был самый счастливый день и самое счастливое время. Это чувство сохранилось, даже когда я повзрослел, и когда уже не общался по четвергам с матерью. Что бы ни происходило в моей жизни и чем бы я не занимался, если это был вечер четверга, я был абсолютно счастлив».

Итак, выступая в роли учителя, мы должны сознательно работать над тем, чтобы у наших подопечных откладывались исключительно позитивные самскары. Самскары  могут быть связаны с чем угодно – с запахами, пищей, географическими местами, людьми, музыкой. Самскара  характерна тем, что при возникновении соответствующего стимула – это может быть определённый запах, пища, географическое место, человек, музыка, – мы немедленно переключаемся на другую волну и у нас пробуждаются сильные эмоции. Самскары  имеют очень могущественное влияние, и они могут возникнуть лишь двумя способами: либо через сильное эмоциональное переживание (как в истории про маму и дочку в Канаде), либо посредством повторяющегося опыта (как в истории про двухчасовое общение в ранние часы).

Отношения.  

Я перенимаю ценности другого человека и образ его поведения – только если люблю его. Причём не важно, какое он положение занимает – высокое или низкое; родитель он, директор или кто-либо ещё. Иногда родители думают, что дети примут их культуру на одном лишь основании того факта, что они их родители. Нет, это не работает. Я буду прислушиваться к человеку лишь в том случае, если у нас с ним есть любовные отношения на уровне сердца. У каждого из нас должен быть хотя бы один такой человек, – с которым у меня есть тёплые сердечные отношения, и на которого, будучи связанным этими отношениями, я равняюсь.

Иногда люди устанавливают подобные отношения с нежелательными личностями. Поэтому если у вас есть дети, или если вы выступаете для кого-то в роли наставника, убедитесь в том, что ваши подопечные устанавливают сердечные отношения исключительно с правильными людьми. Бывают случаи, когда родителям не удаётся наладить со своими детьми сердечный контакт. В подобных ситуациях нужно быть честным с самим собой, и не пытаться навязать сердечные отношения силой – любовь невозможно навязать, «насильно мил не будешь». Если вам не удаётся наладить с ребёнком сердечный контакт, помогите ему встретить человека, с которым ему удастся наладить такой контакт. Не пускайте этот поиск на самотёк, а прикладывайте сознательные усилия в поиске такого человека.

Итак, это три могущественнейших механизма передачи культурного наследия, пользуясь которыми, мы гарантированно сможем передать культурные ценности новому поколению. Придерживаясь этих механизмов, мы тем самым пробудим в новом поколении естественное желание приобщиться к нашей культуре. Так они примут наш авторитет и будут прислушиваться к тем правилам, которые мы устанавливаем. Другого способа стать авторитетом для своих подопечных – не существует.

Т.о. мы рассмотрели три темы: как составлять сбывающиеся планы, как возлагать на людей правильные ожидания и как передавать своим подопечным культурно-нравственное наследие. Усвоив соответствующие уроки и применив их на практике, мы будем вдохновлёнными сами, и будем способны вдохновлять всех тех, кто с нами соприкасается.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)