Регулирование избыточных резервов банковской системы

Отчисления в фонд обязательных резервов. В рамках современной денежно-кредитной политики одним из основных инструментов является установление центральным банком норматива отчислений в фонд обязательных резервов коммерческих банков (фОр). Таким административным способом центральный банк изымает из обращения в пределах норматива отчислений в фОр часть денежных средств, мобилизованных коммерческими банками в виде депозитов. Под воздействием установленного норматива отчислений в фОр привлеченные денежные средства коммерческого банка разделяются на обязательные и избыточные резервы. Такое разделение привлеченных ресурсов коммерческого банка на две части ограничивает мультипликационный эффект возрастания денежной
массы в процессе кредитования хозяйствующих субъектов.

Введение и дальнейшее повышение норматива отчислений в фОр, оказывая прямое воздействие на объем предложения денег, повышает в банковской системе стоимость денежного капитала.

Политика дешевых и дорогих денег. На практике центральному банку страны приходится маневрировать между двумя противоположными вариантами денежно-кредитной политики:

  •  политика «дешевых денег» («кредитная экспансия»);
  • политика «дорогих денег» («политика кредитной рестрикции»).

В первом варианте снижение ставки рефинансирования и норматива отчислений в фОр, щедрая кредитная эмиссия приводит к тому, что у национальной банковской системы расширяются возможности для кредитования. Наличие «дешевых денег» в виде дешевых кредитов способствует снижению издержек производства, что особенно важно для тех предприятий, которые в больших объемах используют банковский кредит, малорентабельны и т.п.

В финансовой среде политика «дешевых денег» всегда дополняется проведением политики «мягких бюджетных ограничений». Кредитная эмиссия ЦБ страны вольготно используется правительством для покрытия дефицита бюджета.

Неизбежными спутниками политики «дешевых денег» и «мягких бюджетных ограничений» выступают инфляция спроса, чаще всего отрицательная процентная ставка, снижение обменного курса национальной денежной единицы, введение индивидуальных нормативов отчислений в фОр для отдельных коммерческих банков, а также скрытое перераспределение доходов.

Во втором варианте повышение нормы отчислений в обязательные резервы и ставки рефинансирования, обязательное соблюдение положительной процентной ставки, ограничение объема денежной эмиссии темпами прироста реального ВВП заметно сдерживают объем денежного предложения. В итоге в стране эффективно подавляются те инфляционные тенденции, которые были порождены монетарными факторами.

Повышение ставки рефинансирования заставляет коммерческие банки вносить коррективы в проводимую собственную процентную политику. Кредиты становятся более дорогими и менее доступными для клиентов. Повышаются требования к отбору инвестиционных проектов. Одновременно рост нормы процента стимулирует склонность населения к сбережениям. Можно ожидать, что в таких условиях в страну начнет активно проникать спекулятивный иностранный капитал.

Таким образом, денежно-кредитная политика ЦБ страны всегда имеет большие последствия, оказывая прямое воздействие на развитие национальной экономики. В свою очередь наличие в стране стабильной денежно-кредитной системы предполагает функционирование высокоэффективной национальной экономики.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)