Регионы

По Конституции Российская Федерация состояла из 89 субъектов, существенно различающихся между собой как по численности населения, которая колеблется от 150 тыс. до 10 мл н человек, так и по территории. Ктому же регионы имеют различный статус: области, края, республики, что также создает множество проблем.

С 2004 г. начался процесс укрупнения субъектов Федерации. Первой «ласточкой» стало объединение Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в Пермский край. За этим последовали референдумы на Камчатке, в Красноярском крае, Читинской области. Но процесс этот небыстрый, и можно смело прогнозировать, что и через 20 лет (в 2025 г.) общее число субъектов Федерации будет превышать 65. Это очень много.

Для исследовательских целей, построения региональных сбытовых сетей, рекламы и продвижения целесообразно разделить страну на 12—25 укрупненных регионов, Приблизительно равных между собой по численности населения. Вот уже 300 лет российские шгасти пытаются экспериментальным путем найти оптимальный (прежде всего с военно-фискальной точки зрения) подход к территориально-административному делению нашей необъятной Родины.

Интересно
В 1708 г. Петр Великий разделил свое царство на 8 губерний: Ингерманландскую (Прибалтика), Московскую («Центр»), Киевскую (Украина), Смоленскую (запад, включая Белую Русь), Архангслогородскую (север), Казанскую (средняя Волга), Азовскую (юг и нижняя Волга), Сибирскую (все, что к востоку от Волги). Затем некоторые губернии, в частности Сибирская, были «разукрупнены», и их число выросло до 12. После смерти Петра процесс «разукрупнения» был продолжен.

В 1775 г. Екатерина Великая — самая выдающаяся российская правительница после Петра (идо краха самодержавия) — разделила Российскую империю на 68 губерний. В каждой губернии было по 300-400 тыс. жителей, и каждая губерния могла обеспечить «поставку» 20 тыс. рекрутов в армию. Такое деление продержалось до 19] 7 г.

К этому времени в каждой губернии уже проживало от 1 до 2,5 млн человек. Когда в 20-е г. прошлого века в СССР был реализован план ГОЭЛРО, страну,
согласно этому плану, разделили на 8 «энергетических» регионов. В политическом отношении СССР был разделен на 15 республик, а РСФСР (Россия) — на несколько десятков краев, областей и автономных республик. В то же самое время (послевоенное) в РСФСР было выделено экономических районов:

  • Северный;
  • Северо-Западный;
  • Центральный;
  • Центрально-Черноземный;
  • Волго-Вятский;
  • Поволжский;
  • Северокавказский;
  • Уральский;
  • Западносибирский;
  • Восточносибирский;
  • Дальневосточный.

Эти районы также довольно сильно различались по своим базовым географическим, демографическим и экономическим характеристикам. Семь летназад Автор писал: «Для задачрегиональногомаркетинга, рекламы, выстраивания сбытовых каналов и т. п. целесообразно выделить семь приблизительно равных по экономической силе и значению экономических регионов: Центр (со столицей в Москве), Север (столица — Санкт-Петербург), Волга (Нижний Новгород), Юг, Урал (Екатеринбург), Сибирь (Новосибирск), Дальний Восток»*.

Ровно через год, в мае 2000 г., Президент России издал свой указ об образовании 7 федеральных округов. Конечно, чисто, «конкретно», случайное совпадение. Но до чего же приятное. Впрочем, границы федеральных округов и границы обозначенных мной 7 экономических регионов совпадали не идентично. Это естественно — при нарезке федеральных округов был использован военно-стратегический принцип: каждый округ соответствует военному округу бывшего СССР.

В основу же моей схемы положен чисто экономический принцип, которого я намерен придерживаться и в дальнейшем. Не знаю уж как насчет президентского решения — хорошо ли справляются полномочные представители Президента РФ со своими обширными обязанностями в своих огромных округах, а ют для целей маркетинга, рекламы и сбыта деление огромной страны всего на 7 макрорегионов оказалось (или стало казаться спустя 5 лет) не очень «целесообразным».

Слишком большие получились регионы, слишком они внутренне неоднородны. Слишком неравноценно в них распределены крупные города. А ведь именно крупные города представляют интерес для целей рекламы, маркетинга и сбыта.

Сегодня я готов предложить новый подход к делению страны на большие регионы, «в целях маркетинга, рекламы и сбыта», основанный на «разукрупнении» федеральных округов и лучшем учете географических аспектов. Полагаю, что такое «разукрупнение округов» могло бы стать удачным дополнением к начавшемуся процессу «укрупнения» субъектов федерации.

Интересно
Но, в отличие от укрупнения субъектов, являющегося конституционно-политическим вопросом, вследствие чего на укрупнение с нынешних 89 до желаемых 50 субъектов уйдет лет 30 как минимум, разукрупнение макрорегионов является сугубо экономическим (можно даже сказать — логистическим) вопросом, находится в ведении любого крупного хозяйствующего субъекта (компании) и может быть проведено за несколько месяцев. При этом каждая компании вольна по-своему «нарезать» свои сбытовые и «маркетинговые» округа.

Компания «Империал Вин», в частности, выделила для себя 12 «сбытовых округов». В компании «Евросеть» применяются несколько взаимодополняющих подходов к выделению географических «зон». Я же предлагаю выделить И крупных регионов (рис. 5.1). Ниже приводится краткая экономическая характеристика каждого из 14 регионов.

Включает Москву и Московскую область. Он самый маленький по площади — всего 68 тыс. км 2 , но самый крупный по населению — 17 млн человек. Здесь концентрируется финансовая и интеллектуальная мощь страны. На долю жителей московского региона приходится 25-30 % совокупных доходов населения, от 21 до 28 % потребления товаров и услуг массового спроса и от 40 до 70 % потребления товаров не совсем массового спроса.

Средняя заработная плата в московском регионе в 1,5 раза выше, а средние душевые доходы в 2,5 раза выше, чем в среднем по России. У всех доходов и расходов региона приходится собственно на Москву (около 12 млн человек — «постоянно проживающих»), что и неудивительно.

Однако у некоторых экспертов, включая Автора, есть мнение, что официальная оценкадоходов населения региона — особенно это касается Москвы — завышена на 15—20 %. Это связано с методикой оценки и дооценки доходов населения, используемой ФСГС (бывший Госкомстат), через оценку потребительских расходов.

Часть потребительских расходов, осуществляемых в московском регионе, имеет отношен ие к доходам, формирующимся в других регионах страны. Тем не менее не вызывает сомнения тот факт, что реальные доходы населения московского региона существенно выше (примерно в два раза), чем в других крупных регионах России.Косвенным образом об этом можно судить, например, по строительству жилья.

Если в среднем по стране в 2004 г. было введено в эксплуатацию 0,3 м! в расчете на душу российского населения, то в московском регионе — 0,6 \i2
(0,45 — в Москве ц 085 — в Московской области — абсолютном лидере среди всех субъектов федерации по этому показателю).

Жилье в столице в 2-3 раза дороже, чем в других крупных городах. Очень сильна дифференциация по доходам и заработной плате. Безработица не превышает 2-3 $ трудоспособного населения. Имеется множество свободных вакансий, особенно i строительстве, на транспорте, в торговле и сфере обслуживания. Они привлекаю i i столицу трудоспособных граждан из других регионов страны. Численность населен!» московского региона растет исключительно за счет миграции. Смертность стабильно превышает рождаемость, и число «коренных москвичей» неуклонно сокращается.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)