Развитие взаимодействия с ребенком с детьми III группы

Установление эмоционального контакта с детьми III группы   затруднено тем, что они захвачены сюжетами собственных аффективных переживаний. Внешне может казаться, что они активно ищут общения.

Часто, не учитывая дистанции, они просто навязывают контакт людям, заговаривая с ними, втягивая их в разговор, в игру, в обсуждение своих рисунков. Однако этот контакт формален, и посторонний при этом часто даже предпочтительнее для ребенка, чем кто-то из близких людей.

Действительное установление контакта с такими детьми возможно, но оно происходит постепенно, и тоже только под прикрытием типичных для них форм аутостимуляции.

Взрослый должен сначала согласиться на навязываемую ему роль формального партнера, стать терпеливым слушателем и зрителем.

Близких раздражают стереотипные фантазии ребенка, его повторяемые в деталях рассказы, рисунки, одни и те же игры, они устают от энтузиазма стереотипных монологов и стесняются их странных, неприятных тем.

Они не могут больше выносить всё это и всячески стараются остановить ребенка, поэтому он и устремляется к новому человеку как к возможному слушателю, зрителю и бывает счастлив, когда находит его.

Таким образом, первое, что может сделать педагог, – это закрепить его избирательную направленность на контакт, дать ему опыт комфортного общения.

Проблема в том, что, приняв правила ребенка, специалист не должен в то же время начинать активно подыгрывать ему.

Типичной ошибкой было бы начать вознаграждать ребенка ярким сопереживанием сюжету, собственным сосредоточением на его агрессивном и неприятном смысле; еще большей ошибкой было бы стараться «подбрасывать» ему свои варианты интересных для него аффективных деталей, шокирующих подробностей.

Делая это, педагог слишком прочно связать себя со стереотипом аутостимуляции, и тогда в дальнейшем ребенок будет ждать от него только воспроизведения полученного удовольствия. Возможность развития форм эмоционального общения с ним станет для педагога еще более проблематичной.

Специалист должен суметь остаться благожелательным, но в большой мере нейтральным слушателем и зрителем.

Участие проявляется в целом: ребенок понимает, что он симпатичен и интересен ему, внимание педагога полностью принадлежит ребенку, и его странные темы фантазий принимаются педагогом как нечто само собой разумеющееся.

В этой комфортной ситуации ребенок и сам становится менее напряженным, он не боится, что его прервут, и не так торопится развернуть свой стереотип аутостимуляции. Здесь у него появляется возможность уделить часть внимания непосредственно педагогу, что очень важно в дальнейшей работе.

Таким образом, в рамках стереотипного начинают появляться секунды живого, неформального, контакта.

И если сначала может казаться, что этот ребенок совершенно нечувствителен к педагогу – ведь, хотя он прямо и упорно смотрит ему в лицо, говорит с ним, но в действительности не видит его и не слышит, – то потом педагог постепенно начинаете ощущать всю глубину его ранимости.

Вместе с интересом к другому человеку проявляется и застенчивость, болезненное переживание прямого взгляда.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)