Развитие выразительности речи у детей дошкольного возраста

Выразительность речи является важной стороной развития связной речи. Выразительность – это качественная характеристика речи, показатель высокой степени самостоятельного, осознанного использования языка. Основным назначением выразительности речи является обеспечение эффективности коммуникации. С одной стороны, она помогает слушателю понять внутренний, глубинный смысл высказывания, его пелеустановку и эмоциональную природу.

Интересно
С другой – использование адекватных выразительных средств позволяет говорящему объективно передать содержание высказывания и отношение к предмету речи и собеседнику. С.Л. Рубинштейн писал, что стержнем смыслового содержания речи является то, что она обозначает.

Однако живая человеческая речь не сводится к одной лишь абстрактной совокупности значений, она обычно выражает и эмоциональные отношения человека к тому, о чем он говорит и к кому он обращается. Чем выразительнее речь, тем больше в ней проявляется личность говорящего.

Особенности выразительной речи тесно связаны с проявлением индивидуальности человека, они помогают понять уровень его личностной и речевой культуры. Исследователи трактуют понятие «выразительность» как интегративную особенность речи, сложную систему, состоящую из нескольких интегрированных компонентов, основными из которых являются вербальные и невербальные средства.

К вербальным средствам выразительности относятся:

1) звуковая выразительность, подразумевающая:

  • четкую артикуляцию звуков;
  • звукопись (повторение звука в словах или нескольких предложениях);
  • интонацию как основное выразительное средство звучащей речи, включающую в себя темп и ритм речи, тембр и мелодику голоса, фразовое и логическое ударение, логические и психологические паучы;

2) лексика, обладающая большими возможностями для придания речи эмоциональности, образности, стилистической оправданности, среди которых:

  • эмоционально-экспрессивные возможности, проявляющиеся в использовании синонимии, антитезы, фразеологизмов и т.д.;
  • изобразительно-выразительные возможности, представляемые всеми видами тропов (сравнение, метафора, гипербола, эпитет и др.);
  • функционально-стилистические возможности, основанные на дифференцированном использовании лексики в зависимости от целей и условий общения, от стиля языка;

3) синтаксическая структура речи (свободный порядок слов в предложении, многосоюзие и бессоюзие, риторический вопрос, эпифора, анафора и др.).

К невербальным средствам выразительности относятся жесты, поза и мимика. Они оформляют высказывание внешне и обеспечивают точность интерпретации вербального сообщения. Только при адекватном использовании всех этих средств речь становится действительно выразительной и наиболее полно передает содержание мыслей и чувств говорящего.

Феномен выразительности речи определяется объективными и субъективными факторами. Объективность выразительности характеризуется выбором адекватных, т.е. объективно соответствующих содержанию речи средств вербальной и невербальной выразительности. Субъективность выразительности обусловлена целым рядом причин: направленностью и силой личных эмоций человека; наличием определенных знаний о средствах выразительности и их значении, уровнем форсированности целого ряда умений по их использованию; характером опыта самостоятельной Речевой деятельности; индивидуальными особенностями человека.

В литературе выделяются различные показатели выразительности речи, но определяющими являются:

  • логическая точность;
  • уместность (способность передать содержание в соответствии с задачами и обстановкой сообщения);
  • образность;
  • эмоциональность;
  • экспрессивность;
  • индивидуальная оригинальность.

Данные признаки свидетельствуют о том, что выразительность речи обеспечивает адекватность передачи информации и эффективность речевой коммуникации с окружающими, способствуя тем самым результативности взаимодействия. Таким образом, выразительность является важной качественной характеристикой, в которой проявляется индивидуальный стиль речи. Процесс развития выразительности речи имеет определенную временную логику. Основы выразительности закладываются еще в дошкольном возрасте.

В работах С. Л. Рубинштейна и А. М. Леушиной показан генезис развития выразительности речи в дошкольном возрасте. Для младшего дошкольного возраста характерна непосредственная, спонтанная выразительность речи, когда аффективные переживания преобладают над объективным содержанием. Это придает речи эмоциональную насыщенность и аффективную окрашенность.

Речь младшего дошкольника выразительна благодаря своей непосредственности и имеет изобразительный характер. Она изобилует итерациями (усиливающимися повторами), восклицательными оборотами, нарушением обычного порядка слов. Дети очень широко используют невербальные средства. Выразительность речи дошкольников данного возраста непроизвольна и неосознанна, она является естественным следствием их собственных переживаний и эмоций.

В возрасте пяти – семи лет детская речь становится менее эмоциональной и экспрессивной, более осмысленной, сдержанной и регламентированной. Причина данного явления заключается в том, что этот период характеризуется «интеллектуализацией аффекта» (Л.С. Выготский), когда прежние средства выразительности уже не могут отразить глубину содержания речи и переживаемых детьми чувств, а новые выразительные средства еще не освоены дошкольниками.

Вместе с тем именно в возрасте пяти-семи лет у многих детей наблюдается интерес к выразительным средствам речи и литературного языка. По мнению А. М. Леушинои, у старших дошкольников появляется потребность «рассказать красиво», употребляя «взрослые» литературные слова.

В силу этого дети начинают замечать литературные средства выразительности, делают первые попытки сознательного их использования в собственной речи. Задача педагога – удовлетворяя эту потребность, способствовать развитию у ребенка выразительной речи путем присвоения им средств выразительности, которые выработались в ходе исторического развития литературной речи.

Интересно
Таким образом, выразительность детской речи изменяется и развивается в связи с общим ходом развития личности – от непосредственных аффективных форм выразительности ребенок постепенно под воздействием среды и обучения переходит к осознанному использованию специфических выразительных средств присущих формам зрелой речи.

Специальные психолого-педагогические исследования (Л. С. Вытикии. Н. И. Жинкин, А. М. Леушина, С.Л. Рубинштейн, Н.С. Карпинская, О.С. Ушакова, Н. В. Гавриш, О. В. Акулова и др.) свидетельствуют о возможности освоения детьми старшего дошкольного возраста.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)