Развитие системы нормирования труда в здравоохранении

Начало создания системы нормирования труда в здравоохранении относится к 1960-м гг., когда появилось значительное число научных исследований по обоснованию штатных нормативов, затрат времени. Работы до этого периода времени носили, как правило, разовый характер, хотя вопросам проведения хронометража, классификации затрат рабочего времени уделялось достаточное внимание.

В последующем появилось значительное число работ по пересмотру штатных нормативов по основным типам учреждений, что было связано с изменением номенклатуры учреждений здравоохранения, выделением поликлиник, не объединенных с больницей, ряда специализированных больниц. Для проведения научных исследований в 1962 г. во ВНИИ им. Н.А. Семашко впервые было сформировано отделение нормирования труда и штатных нормативов под руководством В.А. Сперанского.

Проводимые в этот период работы носили комплексный характер, в них учитывались не только затраты труда, но и организационные формы работы, потребность населения в том или ином виде помощи.

В дальнейшем работы по нормированию труда проводились в рамках отдела научной организации труда ВНИИ им. Н.А. Семашко. Научные работы по определению затрат времени на исследования, процедуры вспомогательной лечебно-диагностической службы завершались утверждением соответствующих приказов Минздрава СССР, подготовкой и защитой диссертационных работ. В этот же период времени разрабатывались показатели расчетных норм нагрузки (обслуживания) врачей амбулаторного приема.

Централизованная система нормирования труда в здравоохранении получила свое значительное развитие в конце 1970-х гг., когда под руководством М.А. Рогового при участии А.К. Христюхина был создан Нормативно-исследовательский центр труда работников учреждений здравоохранения (НИЦТ), функции которого выполнял отдел штатного нормирования ВНИИ им. Н.А. Семашко. Основной задачей центра было планирование, координация и методическое руководство всеми работами по нормированию труда в здравоохранении.

С целью обеспечения качества статистического материала, экспертизы соответствия объема помощи, учитываемого при разработке нормативов по труду, современным представлениям о технологиях лечебно-диагностического процесса, ко всем нормативно-исследовательским работам привлекались специалисты профильных институтов, в каждом из которых устанавливались должности научных сотрудников для проведения работ по нормированию труда.

В областных, республиканских больницах каждого из 19 экономико-географических регионов страны были выделены должности фельдшеров, ответственных за сбор статистического материала по нормированию труда и апробацию проектов нормативно-правовых документов.

Созданная система разработки научно-обоснованных нормативов по труду позволила за короткий период (1978-1985 гг.) обеспечить проектирование нормативных документов по нормативам численности, расчетным нормам времени и нагрузки (обслуживания). Разработки нормативов по отдельным типам учреждений, например по городским поликлиникам, родильным домам, больницам долечивания, психиатрическим больницам и др., сочетались с изданием методического материала, который имел определенное научное значение и мог быть использован не только при проектировании нормативов по труду, но и для проведения экономического анализа деятельности учреждений здравоохранения.

По мере накопления статистического материала, научного анализа проведенных исследований публикации стали приобретать обобщающий характер, выпускались специальные сборники, проводились научные конференции, совещания с работниками органов управления здравоохранением, практическими работниками здравоохранения.

Успешное проведение нормативно-исследовательских работ завершилось разработкой и утверждением более 50 нормативных документов по труду.

Основным недостатком этой системы были жесткие условия регламентирования по применению нормативов по труду: на любое превышение установленной для того или иного типа учреждения численности персонала необходимо было разрешение центрального органа управления здравоохранением.

Вторая половина 1980-х гг. характеризуется переносом центра тяжести в решении экономических вопросов на региональный уровень управления и принятием ряда решений, направленных на предоставление медицинским организациям широких прав по решению финансовых и кадровых вопросов. Условно эти решения можно сгруппировать в 3 раздела:

  • возможность установления дополнительных сверх штатных нормативов должностей в зависимости от объема работы и нагрузки учреждения, подразделения или группы персонала, конкретной должности;
  • новые правила проведения замены должностей;
  • использование нормативных актов по труду в качестве рекомендаций, методических пособий.
Внедрение экономических методов управления в здравоохранение положило начало разрушению складывающейся системы нормирования труда. Предусмотренное реформой расширение прав руководителей органов управления и учреждений здравоохранения было воспринято как отказ от централизованной разработки нормативов по труду.

Расформирование Нормативно-исследовательского центра нормирования труда, прекращение нормативно-исследовательских работ привело к тому, что отраслевые нормативные показатели по труду своевременно не пересматривались. В связи с указанными обстоятельствами, сокращением численности научных работников, занимающихся нормированием труда, с 12 до 3 должностей, было изменено и направление нормативно-исследовательских работ, которые стали проводиться в отделе экономики ВНИИ им. Н.А. Семашко, и вместо разработки отраслевых нормативных документов по труду все усилия были сосредоточены на методическом обеспечении гибкого применения нормативов по труду в практике здравоохранения.

Научные исследования по влиянию нормообразующих факторов позволили разработать методические основы по изменению отраслевых нормативов по труду в учреждениях здравоохранения в зависимости от конкретных организационно-технических условий их деятельности: патологии обслуживаемого контингента населения, частоты обращаемости за медицинской помощью, длительности и интенсивности лечения и ухода и т.д.

В последующем все научные исследования по нормированию труда во ВНИИ им. Н.А. Семашко были полностью прекращены. Таким образом, к началу 1990-х гг. централизованная система нормирования труда была практически разрушена. При этом наряду с вполне обоснованным в новых экономических условиях расширением прав главных врачей по применению отраслевых и разработке местных норм труда были утрачены те положительные и столь значимые элементы системы проектирования нормативов по труду, основой которой было единое методическое обеспечение всех нормативно-исследовательских работ.

В течение последующего периода времени, – а это четверть века, т.е. время смены поколений, в том числе и поколения главных врачей, – были забыты старые нормативы, а новые практически не устанавливались.

Отдельные работы по нормированию труда медицинских работников, причем не только в системе Минздрава, но и в ведомственных учреждениях, в этот период времени хотя и проводились, но они не носили системного характера. В этих работах указывается об использовании методических подходов к нормированию труда, разработанных во ВНИИ им. Н.А. Семашко.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)