Развитие ощущений и их коррекционная роль при нарушенном интеллекте

Ощущения представляют собой акт познавательного процесса, возникающий при непосредственном воздействии предметов и явлений окружающей действительности на анализаторы, при этом происходит лишь отражение отдельных свойств предметов.

Наиболее целостным отображением действительности является восприятие.

Ощущения и восприятия относятся к чувственному познанию. Развитие чувственного познания у умственно отсталого ребенка является важным аспектом формирования ментальных процессов (умственного воспитания).

Сенсорное воспитание направлено, во-первых, на совершенствование отдельных анализаторов и правильное их использование для накопления сенсорного опыта; во-вторых, на формирование у детей перцептивных действий – действий рассматривания, выслушивания, ощупывания, т. е. формирования систем сенсорных эталонов; в-третьих, обучение способам решения постепенно усложняющихся сенсорных задач; в-четвертых, на своевременное и правильное соединение сенсорного опыта со словом.

Соединение того, что ребенок воспринимает со словом, обозначающим воспринимаемое, помогает закрепить в представлении образы предметов, их свойства и отношения, делает эти образы более четкими, обобщенными. Развитие восприятия во всех случаях идет от различения предметов, их качеств, отношений к их восприятию на основе образа, а затем и к фиксации образа в слове. Сенсорное воспитание осуществляется учителем-дефектологом и воспитателем как на специальных занятиях, так и в процессе повседневной жизни.

Занятия проводятся по следующим направлениям: развитие зрительного восприятия, слухового восприятия и внимания, тактильно-двигательного и вкусового восприятия.

Исходным пунктом всякого познания являются ощущения, которые напрямую связаны с деятельностью различных органов чувств.

Следовательно, чем совершеннее деятельность и взаимосвязь анализаторов, тем качественнее процесс познания.

Формирование сенсорных функций у аномальных детей идет в определенной последовательности.

Сначала формируются представления о величине, цвете, форме предмета, т. е. зрительные представления, а затем пространственные представления.

Нарушения пространственных представлений у умственно отсталых детей становятся особенно заметны во время ручного труда, рисования, физкультуры.

Зрительное восприятие также имеет свои особенности. Дети не различают близкие по спектру цвета, предметы, близкие по форме и т. д.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)