Размещение распределительных центров

Задача выбора оптимального места размещения распределительного центра (оптового склада, пункта обслуживания клиентов или сервисного центра) часто встречается в работе крупных торговых или сервисных сетей. В случае если ваша торговая компания владеет десятью магазинами в городах области, размещение очередного, одиннадцатого магазина представляет собой достаточно сложную проблему. Новая торговая точка должна обеспечивать рост удовлетворенности клиентов и снижение транспортных и коммерческих издержек. Если при первоначальном выборе места размещения была совершена ошибка, организация попадает в сложную ситуацию: с одной стороны, работа в выбранном месте приводит к дополнительным издержкам, а с другой стороны, смена места расположения требует значительных капитальных затрат.

При принятии решения о размещении организация должна учесть множество факторов. Некоторые из них легко поддаются измерению или оценке: размер операционных издержек, уровень заработной платы, число конкурентов и удаленность от них, расстояние до ближайших распределительных центров, принадлежащих нашей компании, количество потребителей, объем потребности, удаленность от поставщиков. Другие факторы, не менее важные, представить в числовом выражении практически невозможно, и поэтому их оценивают или с помощью экспертов, или по косвенным показателям. Например, это такие факторы, как качество инфраструктуры, перспективы развития данного региона и соседних областей, политическая и экономическая стабильность.

В каждый момент времени перед множеством предприятий стоит задача выбора места расположения. В своих расчетах они ориентируются на более- менее схожий набор факторов и зачастую приходят к одинаковым решениям. Именно поэтому в северных провинциях Китая, вблизи от российской границы, сосредоточено множество промышленных предприятий, ориентированных на российский рынок.

Владельцы этих предприятий при их размещении учитывали одни и те же факторы (величину операционных издержек и перспективы развития отношений между Россией и Китаем) и пришли к сходным решениям. Аналогичный пример: тенденция размещать крупные торговые центры на окраинах городов возникла благодаря фокусировке внимания при размещении на величине постоянных расходов и на транспортной доступности. Сходные условия задачи приводят к сходным решениям, зачастую обостряя конкурентную борьбу.

В общем случае, когда организация задумывается о расширении своей деятельности, у нее есть три альтернативы:

  • расширить подразделения, расположенные в уже имеющихся точках;
  • открыть дополнительные предприятия или распределительные центры в других точках, сохранив существующие подразделения;
  • закрыть существующие центры распределения и открыть их в другом месте.

Чаще всего компании используют первые две альтернативы, избегая третьей как наиболее радикальной и ведущей к значительным единовременным затратам и перерывам в работе.
Если говорить о размещении промышленных предприятий, наиболее очевидные альтернативы – располагаться ближе к потребителям или ближе к поставщикам. Так, например, «Тойота» в последние годы открывает сборочные заводы по всему миру (в Европе, США, Турции, России), чтобы снизить затраты на транспортировку автомобилей к местам продаж. Транспортировка комплектующих обходится существенно дешевле, чем транспортировка готовой продукции.

Кроме того, большинство стран поощряет открытие сборочных предприятий на своей территории и назначает более высокие пошлины на ввоз автомобилей, чем на ввоз запчастей. Сталелитейные заводы, напротив, стараются располагаться поблизости от заводов по обогащению руды. Доля материальных затрат в себестоимости стали очень высока (до 75–90 %), поэтому рост затрат на снабжение за счет роста расходов на транспортировку сырья крайне невыгоден для этих предприятий. Рассмотрим несколько наиболее часто встречающихся методов определения оптимального местоположения распределительных центров.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)