Работные дома и дома трудолюбия

Разумеется, правительство решая проблемы нищеты не ограничивалось одними репрессивными мерами. Петр I, приступая в конце жизни к созданию городских магистратов, мыслил вменить им в обязанность учреждение сиротских домов, богаделен, больниц, работных и смирительных домов «для доставления работ и пропитания здоровым бедным, праздношатающимся и вообще всем, могущим исправлять какие-либо работы».

Создаваемая Екатериной II система общественного призрения предусматривала открытие наряду с больницей и богадельней также особые учреждения для трудоустройства безработных, нищих и бродяг. В соответствии с изданным в 1775 г. Учреждением для управления губерний Всероссийской империи приказам общественного призрения вменялось в обязанность создавать работные и смирительные дома. Согласно этому в 1785 г. в Москве был создан смирительный дом. В отличие от работного дома, предназначавшегося по идее обеспечить трудом добровольцев, желающих честным трудом заработать себе на жизнь, смирительный дом представлял собой не что иное, как колонию принудительного труда, куда интернировались лица за антиобщественное поведение.

Работный и смирительный дома вскоре слились и превратились в колонию принудительного труда, на основе которой в последующем образовалась тюрьма. С 1870 г. смирительный дом стал называться Московской городской исправительной тюрьмой. В противовес им можно назвать возникновение домов трудолюбия, чья деятельность была направлена на действенное решения проблем безработных. Предназначение домов трудолюбия состояло в предоставлении бедным возможности зарабатывать свой хлеб честным трудом — при содействии общества. Создавались эти учреждения как „средство сокращения нищенства, предупреждения преступлений, часто совершаемых с голоду, и для содействия развитию народного труда”. Чаще всего дома трудолюбия не имели „воспитательно-исправительного характера”, то есть профессиональных нищих туда насильно не отправляли. В дома трудолюбия бедняки приходили добровольно и покидали их по своему желанию. Основной причиной прихода в дом трудолюбия, по наблюдению Герье, была „пониженная трудоспособность”; помощь дома трудолюбия могла потребоваться, например, женщине с ребенком, пожилому человеку, явившемуся из деревни безработному, обленившемуся, алкоголику или подростку.

В 1882 году в России открывается первый дом трудолюбия. Идея его основания тесна связана с именем духовного пастыря – отца Иоанна Кронштадтского. Уже по самому своему характеру портового города Кронштадт привлекал к себе массу рабочих рук, которые не всегда находили себе работу, и в свободное время, иногда даже против своей воли, принужденны были протягивать «Христа ради» для того, что бы не умереть с голода. С другой стороны подаяние милостыне в высшей степени развито в Кронштадте отчасти вследствие богатства самого города и близости его к столице, отчасти благодаря присутствию в нем массы лиц, приезжающих искать советов и молитв о. Иоанна. Однако сам о. Иоанн никогда не был сторонником беспорядочной уличной подачи милостыни, и лучший пример правильного отношения к бедным он подал
основанием дома трудолюбия.

С самого начала попечительство, не имея еще особого дома трудолюбия, принужденно было довольствоваться тем, что составляло из нуждающихся в работе артели, которые нанимались поденно или для портовых работ, или для других так называемых «черных» работ. Собрав за год пожертвования для постройки дома трудолюбия, дом был открыт в 1882 году. Дом трудолюбия был рассчитан для мужчин, им предлагалось щипать пеньку. Дом зарекомендовал себя очень хорошо и только за один 1896 год он дал работу 21 876 человекам. Пример о. Иоанна не остался без подражателей, и уже в 1886 году возникает 1-й дом трудолюбия в Петербурге по инициативе д-ра Дворяшина. Сначала материальное положение дома было очень необеспеченно, главным образом, потому что найти хорошую работу, приносящую деньги, для мужчин было сложно. И в 1892 году мужское отделение было закрыто. Этот дом призревал только женщин и девочек, для которых имелись белошвейная и учебная мастерская, школа кройки и шитья и особое справочное бюро для рекомендации прислуги и швеи из среды призреваемых женщин.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)