Психотерапевтические возможности физической культуры

На психологическом уровне болезнями можно считать любые проблемы, наблюдаемые в сфере отношений человека к себе, людям или миру в целом. Это могут быть комплексы, патологически развитые в ущерб другим, определенные черты характера, неадекватно сформированные навыки межличностного общения, предопределившие, например, ситуацию одиночества человека и многие другие проявления.

Предопределение всех этих нарушений адаптации возможно психотерапевтическим путем. В психотерапии разработано достаточно способов преодоления подобных отклонений: не вдаваясь в подробности описания методов каждой из школ, можно говорить в целом о психотерапевтических стратегиях, применяемых с целью психологического оздоровления личности, — стратегиях совладания.

Классики психологии и психотерапии указывают наиболее эффективные способы преодоления психологических проблем индивида, которые, по своей сути, приближаются к практике
обыденной жизни и базируются на активной жизненной позиции.

Наиболее эффективными стратегиями совладания личности с трудными жизненными условиями служат следующие:

– развитие свойств автономии личности;

– ориентация на позитивные жизненные ценности;

– развитие личностных новообразований (таких как способность к риску, чуткость к социуму и интуиция);

– множественность или существование «запасных» жизненных ролей, социальная активность, вера в существующие в человеческой природе позитивные оздоравли-вающие силы, осмысленная деятельность, поднимающая личность над ее проблемами;

– совместный труд, развитие морального сознания и спо собности к моральному действию, «интеллектуальное совладание» и интеграция, осознание ответственности за себя и свое здоровье, адаптивно переживаемый стресс.

В каждом человеке есть силы, мотивирующие его укреплять здоровье, плодотворно реализовывать свои лучшие возможности. Иначе психотерапия была бы невозможна.
При этом многие психотерапевты подчеркивают, что психотерапевтическое значение имеет обычная жизнь индивида. Жизненные опыты формируют качества субъекта.

Сопоставление стратегий психологического оздоровления, рекомендуемых классиками психотерапии, с возможностями их проявления в процессе занятий физической культурой
представлены в таблице. Катарсис — дословно «очищение». В терминологии В.А. Ананьева, это «потрясение», подвиг для человека.

Совершить подвиг — подняться выше уже осмысленных собственных возможностей, пройти особое состояние напряжения: нравственного, психического, духовного. Оно связано с пере-
оценкой и переосмыслением жизни, прозрением, видением нового пути, своего места.

Таким образом, физкультурно-оздоровительные занятия психотерапевтичны по своей природе, могут быть использованы как средство личностного роста, как способ продвижения человека вперед по пути самореализации.

Существенным компонентом психологического здоровья личности является формирование и развитие внутренней картины здоровья (ВКЗ). ВКЗ — это особое отношение к здоровью,
выражающееся в осознании его ценности и активно-позитивного стремления к его усовершенствованию.

ВКЗ — самопознание и самопринятие себя человеком в условиях здоровья, определенное психофизиологическое пространство, где человек способен оценить свои биологические, социально-психологические и духовные возможности.

Формирование ВКЗ предполагает:

♦ осознание и индентификацию внутреннего динамического состояния гомеостаза, отождествление себя с образом здорового психосоматического целого;

♦ осознание проявляющихся признаков стойкого нарушения гомеостаза, т.е. идентификацию в себе индикаторов предболезни, предвестников отклоняющегося состояния.

В развитии ВКЗ играют роль как эмоциональные, так и интеллектуальные и волевые компоненты. Каждый человек вырабатывает в течение жизни собственную концепцию здоровья.
Она включает в себя механизмы развития, признаки самочувствия, симптомы нарушений, доминирующие представления о будущем, некоторые способы продвижения к нему.

При отсутствии знаний о формах нездорового реагирования, неадекватных стратегий и представлений может сложиться искаженное понимание собственного здоровья, что приводит к появлению разнообразных форм нездорового реагирования (например, ипохондрия, страхи за здоровье, создание мифов о природе и лечении заболеваний).

Существует три грани внутренней картины здоровья:

♦ конигативная (совокупность умозаключений, мнений о причинах, содержании, возможных прогнозах, оптимальных способах сохранения и укрепления здоровья);

♦ эмоциональная (переживание здорового самочувствия, связанного с комплексом ощущений позитивного эмоционального фона — спокойствие, радость, умиротворенность, свобода, легкость, симпатия и т.п.);

♦ поведенческая (представляет собой совокупность моторно-волевых усилий, стремлений, конкретных действий здорового человека, обусловленных системой его верований и направленных на достижение значимых для него целей).

Очевидно, что на содержание всех компонентов ВКЗ существенное влияние может оказать практика систематических двигательных занятий. Во-первых, она дает знания об оптимальном режиме функционирования организма и «маркерах», критериях его здорового и нездорового состояний.

Во-вторых, двигательная активность приучает чувствовать положительный эмоциональный подъем в моменты наибольшего накопления ресурсов, «мышечную радость» при хорошей
тренировке (и беспокойство в отсутствии необходимой организму «дозы» движения).

В-третьих, регулярная двигательная активность органично включается в режим дня, приучает находить время для тренировки. Тем самым, физическая культура становится существенным средством развития внутренней картины здоровья человека — важнейшего организатора его образа мыслей и здоровье-развивающей деятельности.

В заключение подчеркнем, что физическая активность (читайте— двигательная) — это социально-оздоравливающий метод достижения своеобразного «наркотического опьянения»,
улучшающего самочувствие, поднимающего настроения в отличие от нездоровой, повсеместно бытующей, практики употребления наркотиков и других сверхстимуляторов.

Не вызывает сомнение и то, что ДА .— средство повышения и умственной, мыслительной работоспособности, процессов познания, гармонизации эмоционального состояния, эффективный тренажер качеств,
необходимых для любой человеческой деятельности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)