Психологические методы и приемы

В данном разделе мы представляем универсальные психологические приемы в деятельности тренера, которые могут применяться в процессе подготовки спортсменов с учетом специфики вида спорта и индивидуально-личностных особенностей воспитанников, которые были описаны в технологии психолого-педагогического сопровождения стрелковой подготовки биатлонистов, что вполне возможно делать тренерам самостоятельно после обучения на курсах повышения квалификации.

Психологическое сопровождение спортивной деятельности – это комплекс мероприятий, направленных на специальное развитие, совершенствование и оптимизацию систем психического регулирования функций организма и поведения спортсмена с учетом задач тренировки и соревнования.

Основная идея технологии заключается в том, чтобы повысить эффективность стрелковой подготовки биатлонистов через совершенствование условий спортивной (тренировочной и соревновательной) деятельности на основе диагностики, планирования, реализации, контроля и коррекции дифференцированного процесса подготовки с учетом современных требований вида спорта и индивидуально-личностных особенностей спортсменов.

Для этого необходимо опираться на следующий алгоритм:

  • диагностика результативности выполнения стрелковых упражнений и индивидуально-личностных особенностей биатлонистов, а также выявление типичных ошибок при стрельбе;
  • адресный подбор (с учетом возраста, пола, спортивной квалификации и индивидуально-личностных особенностей) и планирование психолого-педагогических мероприятий с учетом задач тренировочного, предсоревновательного, предстартового, предрубежного и рубежного этапов;
  • реализация психолого-педагогических мероприятий на основе управления, соуправления и самоуправления поведением и деятельностью спортсмена (убеждение, внушение, самоубеждение, самовнушение, самонастрой);
  • контроль результативности стрельбы, психоэмоционального состояния спортсменов и адекватности психолого-педагогических мероприятий;
  • коррекция результатов и условий сопровождения спортивной деятельности.

В структуре технологии психолого-педагогического сопровождения выделены пять этапов: учебно-тренировочный, предсоревновательный, предстартовый, предрубежный, рубежный.

Содержание учебно-тренировочного этапа:

  1. Изучение индивидуально-личностных особенностей биатлонистов.
  2. Формирование позитивного настроя на учебно-тренировочную деятельность.
  3. Определение точности выполнения биатлонистами стрелковых упражнений и их типичных ошибок при стрельбе.
  4. Индивидуальный подбор упражнений для устранения ошибок при стрельбе.
  5. Целеполагание на основе смыслополагания и гибкой оценки возможных перспектив на весь сезон (приемы «маскировки цели»,
    «отдаленной перспективы», «малых задач», техники «замещения»,
    «переключения» и др.).
  6. Составление индивидуальной программы (максимум и минимум) на предстоящий спортивный сезон.
  7. Освоение биатлонистами методов саморегуляции.

Содержание предсоревновательного этапа:

  1. Формирование позитивного настроя на предстоящие соревнования.
  2. Целеполагание на основе смыслополагания и гибкой оценки возможных перспектив на конкретное соревнование (приемы «маскировки цели», «отдаленной перспективы», «малых задач», техники «замещения», «переключения» и др.).
  3. Составление индивидуальной программы (максимум и минимум) на предстоящее соревнование.
  4. Выполнение упражнений, направленных на устранение ошибок при стрельбе, с концентрацией внимания на правильных действиях.
  5. Отработка техники идеомоторной тренировки (выполнение выстрела; траектория движения пули).
  6. Отработка техники «локальных вдохов-выдохов».
  7. Индивидуализация методов саморегуляции.

Содержание предстартового этапа:

  1. Формирование позитивного настроя на предстоящий старт (просмотр видеозаписей с удачными выступлениями; техники «переключения», «замещения», ментального тренинга; самоубеждение; самовнушение; концентрация внимания только на позитиве; устранение негативных установок и условий).
  2. Формирование мобилизационной готовности к старту (самонастрой, аутотренинг, психорегулирующая, психомышечная тренировки).
  3. Совершенствование техники идеомоторной тренировки (выполнение выстрела; траектория движения пули).

Содержание предрубежного этапа:

  1. Саморегуляция частоты дыхания и концентрации внимания (самонастрой, самоприказы, техника «локальных вдохов-выдохов»).
  2. Формирование позитивного настроя на предстоящий выстрел (свернутый вариант аутогенной и идеомоторной тренировки, траектория движения пули).

Содержание рубежного этапа:

  1. Концентрация внимания на предстоящем выстреле.
  2. Оценка сбивающих факторов, принятие решения о корректировке выстрела, программирование полета пули.
  3. Четкая постановка пальцев на спусковом крючке.
  4. Мысленное осуществление удачного выстрела.

Целеполагание на основе смыслополагания предполагает прояснение (актуализацию, обмен, перестройку) личностных смыслов при выполнении каждого стрелкового упражнения как смысла для «себя лично». Для этого спортсмену необходимо ответить себе на вопросы: «Что даст это упражнение мне лично сегодня и в дальнейшем? Как и чем оно поможет мне при совершенствовании техники и на рубеже во время соревнований?».

Актуализация смыслов, обмен смыслами и перестройка смыслов деятельности (по Д. А. Леонтьеву) осуществляются в процессе внутреннего диалога спортсмена; диалога тренера и спортсмена; диалога между спортсменами для прояснения личностного смысла спортивной деятельности, конкретного занятия, ситуации («смысл для меня лично», «зачем мне это?»), в плане привязанности его (смысла занятий) к ценностям и целям, поведению и деятельности конкретного биатлониста на данном этапе его жизни.

Убеждение применяется для изменения установки личности либо за счет разъяснения и логических доводов (когнитивные стратегии чаще всего на основе косвенных примеров – опосредованное воздействие), либо на основе моделирования ситуаций по типу «антиномии» и «бумеранга».

Прием «маскировки цели» применяется для снятия психологического напряжения и предполагает снятие с ментального горизонта спортсмена образа цели на предстоящее соревнование и разбивку ее (цели) на конкретные, практические задачи, касающиеся частных стартов и поведения на дистанции и на рубеже (пример: «Ты должен выложиться завтра до конца и отработать на «стойке», а результат скажет сам за себя»).

Прием «отдаленной перспективы» предполагает разбивку процесса достижения большой цели (пример: достижение звания мастера спорта) для снятия психологического напряжения на периоды по годам и этапам, по каждому этапу должны быть показатели — ориентиры (модели) физической, технической, тактический и психологической подготовленности.

Прием «малых задач» примерно то же, что указано выше, — чтобы большая цель психологически не давила, необходимо разбить ее на маленькие задачи. По мере выполнения каждой задачи необходимо писать самоотчет и складывать все в «папку достижений» для фактического подтверждения своих побед.

«Техника замещения» предполагает механизм психологической защиты от неприятной ситуации, в основе которого лежит перенос реакции с недоступного объекта на доступный или замена неприемлемого действия приемлемым. За счет такого переноса происходит разрядка напряжения, созданного неудовлетворенной потребностью.

Суть замещения состоит в переадресации реакции. Если при наличии какой-либо потребности желаемый путь для ее удовлетворения закрыт, активность человека ищет другой выход для достижения поставленной цели. Защита осуществляется через перенос возбуждения, не способного найти нормальный выход, на другую исполнительную систему.

Однако способность человека переориентировать свои поступки с лично недопустимых на допустимые или с социально неодобряемых на одобряемые ограничена. Ограничение определяется тем, что наибольшее удовлетворение от действия, которое замещает желаемое, возникает у человека тогда, когда согласуются мотивы этих действий.

«Техника переключения». Перенос – это защитный механизм, который обеспечивает удовлетворение желания на замещающих объектах. Важнейшим условием успеха в биатлоне является психологическая устойчивость при выполнении стрелковых упражнений. В разработанной технологии психолого-педагогического сопровождения стрелковой подготовки уделяется особое внимание психологической подготовке начинающих спортсменов.

Учебно-тренировочные занятия в сочетании с психотехническими играми, идеомоторными и аутогенными тренировками на ранней стадии становления юного спортсмена принесут не только значительный рост спортивных результатов в дальнейшем, но и будут способствовать личностному развитию подрастающего поколения. Однако перераспределение часов и увеличение нагрузки стрелковой подготовки должно быть не в ущерб общей и специальной физической работе.

Начальное обследование юных спортсменов позволило определить основные методы коррекционной работы по повышению результативности стрельбы с учетом характерологических особенностей у юных биатлонистов. Дадим характеристику частным методам, реализованным в разработанной технологии психолого-педагогического сопровождения стрелковой подготовки юных биатлонистов.

Психотехнические игры. Комплекс психотехнических игр подготовит детей к соревновательной деятельности, повысит способность к концентрации внимания и к оценке соревновательной ситуации, что создаст условия для более плодотворной деятельности как самих спортсменов, так и тренеров.

Преимущества данного метода заключаются в следующем:

  • Во-первых, в ходе психотехнических игр развиваются рефлексивные способности юных спортсменов, а это важно в плане интеллектуального и личностного развития.
  • Во-вторых, проводить данные занятия может спортивный тренер, т. е. ему не требуется проходить специальную переподготовку.
  • В-третьих, тренер получает ценную психологическую информацию о своих подопечных.
  • В-четвертых, сам тренер, участвуя в подобных играх, повышает собственную психологическую компетентность, начинает более точно понимать состояние спортсмена, а это особенно важно в ходе ответственных соревнований.

Тренеры часто указывают на недостаток внимания у своих воспитанников. Способность сконцентрироваться или сфокусировать все свои возможности на выполнении определенной задачи является одним из важнейших условий достижения успеха. В биатлоне спортсмен зачастую теряет свою концентрацию, обращая внимание на различные отвлекающие внешние факторы, реагируя на них.

Концентрация, приобретенная спортсменами высокого класса, связана с большой подготовительной работой, и важно, чтобы она начиналась с самого детства. В связи с этим использование психотехнических игр как средства воспитания внимания юных биатлонистов является на сегодняшний день наиболее актуальным.

Психотехнические игры как метод предполагают творчество, общение, самопознание. В чем-то почти каждая из психотехнических игр — миниатюрная модель соревнования. Нет единственно правильного решения — всегда нужно искать свое собственное, и каждый раз – заново.

Участие в этих играх дает спортсмену бесценный опыт раскрепощения и спонтанности, приобщает его к искусству «отвечать без подготовки», позволяет пережить радость творческого усилия, восторг неожиданных поворотов. Таким образом, работа с психотехническими упражнениями – хороший стимул включения неиспользованных психических резервов спортсмена. Она дает дополнительный толчок личностному развитию.

Идеомоторная тренировка. Идеомоторный метод при правильной организации в каждом виде спорта может существенно повысить «мышечную выносливость», спортивную работоспособность и способствовать сохранению техники сложных упражнений после перерыва в тренировках.

Интересно
В. Ф. Тузов доказал, что включение в тренировочный процесс идеомоторной подготовки будет способствовать повышению спортивно-технического мастерства биатлонистов. Специально стрелковая разминка непосредственно при подходе к огневому рубежу в виде сеанса идеомоторной настройки будет способствовать быстрой и точной стрельбе на высоких пульсовых режимах.

Каждый опытный спортсмен-стрелок знает: стоит только подумать перед выстрелом о том, что он может быть неудачным, потерять нить знакомых ощущений и восприятий, как правильное представление мгновенно нарушается, теряется координация движений, и если не предпринять каких-либо мер, то выстрел действительно будет плохим. При возникновении отрицательной навязчивой мысли ей и соответствует двигательное исполнение ошибочной схемы действий.

Когда в сознании спортсмена совершенно отчетливо воспроизводится правильная схема основных рабочих движений, особенно в производстве выстрела, вероятность хорошей стрельбы значительно повышается. Как правило, ошибочные и неточные движения проявляются тогда, когда мышечное чувство недостаточно развито или значительно притупляется (блокируется) вследствие эмоционального напряжения, утомления, отвлечения внимания от основного действия и т. п.

Многократно повторяемое спортсменом представление и «проговаривание» определенной схемы действий (состояний) и мысленное их выполнение (воспроизведение) является идеомоторной тренировкой. По данным А. Ц. Пуни, такой метод тренировки позволяет улучшить точность движений на 34%. Мысленное представление и выполнение действий перед стрельбой является идеомоторной настройкой.

При эффективной настройке мысленная модель представляемых действий или их структурных частей в ходе стрельбы упреждает и сопровождает их, являясь своеобразным «образным лидером». Однако чрезмерное эмоциональное возбуждение стрелка, как правило, подавляет представляемую схему действий или нарушает ее, а вместе с тем нарушается и само действие.

Основой для формирования идеомоторных процессов является прежний опыт в определенной деятельности. Повторяемый опытным спортсменом-стрелком множество раз процесс производства выстрела настолько запоминается в мельчайших подробностях, что ему ничего не стоит мысленно воспроизвести все детали в своем воображении.

Тем не менее некоторые стрелки затрудняются последовательно воспроизвести даже основные действия, движения, отличительные особенности выстрела, в том числе и определить ошибочные. Вероятно, это бывает в тех случаях, когда спортсмен не приучен к анализу своих действий или их запоминание блокируется значительным эмоциональным напряжением.

Наиболее благоприятный период использования идеомоторной тренировки в ходе тренировочного процесса – это период во время отдыха между занятиями и на соревнованиях. Специальная стрелковая разминка непосредственно при подходе к огневому рубежу в виде сеанса идеомоторной настройки способствует быстрой и точной стрельбе на высоких пульсовых режимах.

Большое значение для выполнения точных, координированных действий имеет связь представлений о том или ином движении с практическим его выполнением, когда включаются идеомоторные процессы. Идеомоторика эффективна при саморегуляции эмоциональных состояний спортсмена перед соревнованиями.

Когда в сознании спортсмена совершенно отчетливо воспроизводится правильная схема основных рабочих движений, особенно в производстве выстрела, вероятность хорошей стрельбы значительно повышается. Как правило, ошибочные и неточные движения проявляются тогда, когда мышечное чувство недостаточно развито или значительно притупляется (блокируется) вследствие эмоционального напряжения, утомления, отвлечения внимания от основного действия и т. п.

Например: для достижения высокой точности движения спортсменам необходимо:

  1. Создать предельно точный мысленный образ данного движения, сначала зрительный. Говоря конкретно о стрельбе, необходимо с высокой точностью представить процесс изготовки, прицеливания на мишень, удержание и обработку спускового крючка, а также траекторию движения пули и, что особенно важно, точность поражения пулей центра мишени.
  2. Перевести этот образ, сохраняя его высокую точность, в плоскость идеомоторики, т. е. сделать движение таким, чтобы вслед за его мысленным образом начали (пусть еле заметно) функционировать соответствующие мышечные группы. Необходимо предельно точно увидеть свои действия, видя себя не снаружи, а изнутри, ощущая весь процесс от изготовки до полета пули и попадания ее в центр мишени.
  3. Подобрать программирующее словесное оформление хотя бы для наиболее главных — опорных элементов в отрабатываемом движении. Например: «ГОТОВ(А)… ВСЕ получится… Навожу… Мушка… Плавно перемещается… Выжим спуска… Подвожу ровно… Допустимые колебания… Замирание… Дожимаю спуск… Давай, родная (ОБРАЩЕНИЕ К ПУЛЕ)… ЕСТЬ… МОЛОДЕЦ…». (Выстрел хороший.). Запрещается программирование спортсмена на возможность неудачного выстрела. Неудачный выстрел разбирается со стороны причинно-следственных связей, и образ неудачного выстрела по возможности стирается из сознания спортсмена. Акцент делается на устранение причин неудач. Неудачный выстрел и внутренние противоречия, усиленные повышенной эмоциональной напряженностью, подавляют представляемую биатлонистом правильную схему действий и приводят двигательный аппарат в неуправляемое состояние.
  4. К физическому исполнению движения можно переходить только после того, как выполнены предыдущие условия, после того, как идеомоторный образ движения станет точным и устойчивым и будут хорошо «размяты» мышцы, которым предстоит выполнить намеченное движение.
  5. Непосредственно перед выполнением движения надо представить его идеомоторно и точно, назвать исполняемое движение соответствующими точными словами.

Аутогенная тренировка. Метод аутогенной тренировки направлен на выработку навыков и умений самостоятельного контроля и регулирования психофизического состояния с целью повышения эффективности действий спортсменов, особенно в напряженных ситуациях. В результате наблюдений было выявлено, что методика аутотренинга должна применяться на разных стадиях тренировочной деятельности применительно к каждому спортсмену индивидуально. Так, для одних спортсменов наибольший эффект аутогенная тренировка приносит перед гонкой, для других – непосредственно за день до соревнований.

У каждого спортсмена есть свой набор приемов выхода из трудных соревновательных ситуаций. Но саморегуляция всегда предполагает умение вводить в поле сознания нужные в данный момент мысли, представления, впечатления и блокировать или ограничивать с их помощью отрицательного воздействия и переживания. Возможности саморегуляции увеличиваются, если спортсмен внутренне и внешне активен в критической соревновательной ситуации. В этом случае у него повышается способность владеть собой, преодолевать напряженность, более правильно использовать свои знания, умения и навыки.

Способами самомобилизации и регуляции своего поведения, по мнению многих психологов, являются самоубеждение, самоприказ, самоободрение, самоанализ, отвлечение сознания с помощью «умственного действия», наконец, устранение внешних признаков эмоциональной напряженности.

Специфика аутогенной (АТ) и психомышечной тренировки (ПМТ), как облегченного варианта первой, состоит в том, что спортсмены обучаются четырем главным компонентам, которые лежат в основе психической саморегуляции и входят в систему психофизиологических процессов, постоянно происходящих в организме человека:

  • умение предельно расслаблять мышцы и входить в состояние релаксации, т. е. снижения психической активности на фоне снижения мышечного тонуса;
  • умение удерживать свое сосредоточенное, но не напряженное внимание на выбранном объекте;
  • способности максимально ярко, с предельной силой воображения, но не напрягаясь психически, представлять содержание формул самовнушения;
  • умение воздействовать на себя нужными словесными формулами.

В современной науке о деятельности головного мозга существует понятие об уровнях его бодрствования. Существует активное бодрствование головного мозга, пассивное бодрствование, дремотное состояние. Затем следует сон средней глубины и, наконец, глубокий сон, при котором проявляется самый низкий уровень бодрствования головного мозга.

Доказано, что когда головной мозг находится на уровне пассивного бодрствования, он становится повышенно чувствительным к словам и связанным с ними мысленным образам. Таким образом, сосредоточенное напряженное внимание и дремотное состояние лежат в основе подавляющего большинства методов психической саморегуляции и самовнушения.

Различие лишь в путях достижения как дремотности, так и сосредоточенности. Чтобы понять, как достигается дремотное состояние при аутотренинге, необходимо познакомиться с теми связями, которые существуют между головным мозгом и скелетными мышцами. Чем сильнее возбуждена нервная система, тем больше напряжение скелетных мышц. И наоборот, чем спокойнее нервная система, тем расслабленее мышцы.

Связь между головным мозгом и скелетными мышцами двухсторонняя — не только нервная система определяет тонус мышц, но и мышцы влияют на состояние нервной системы. Значит, при сознательном расслаблении скелетных мышц мозг получает все меньше и меньше возбуждающих сигналов и начинает успокаиваться, погружаясь в пассивное бодрствование (так осуществляется косвенное влияние на головной мозг).

Интересно
Следует отметить, что АТ включает в себя две стадии (стадию релаксации и стадию цели) и выполняет две функции: пассивную и активную. Соответственно этим функциям, в первой части словесного воздействия создавалось необходимое психофизическое, психофизиологическое состояние, при котором внушение протекает наиболее эффективно.

Использовались словесные приемы физической и психической релаксации, которые сами по себе ведут к снятию перенапряжения, нормализации деятельности механизмов напряжения и расслабления. В частности, использовалась формула общего типа: «Я совершенно спокоен», которая особенно важна своим содержанием, так как обращена фактически ко всем системам организма.

Состояние покоя способствует развитию спокойного, ровного дыхания, а дыхание в определенных пределах может регулироваться произвольно. Поэтому после формулы покоя общего типа применялась формула, исключающая сознательное вмешательство в рефлекторный механизм дыхания: «Дыхание спокойное и равномерное».

Также использовались формулы на мышечное расслабление, которые снимают нервное напряжение перед соревнованием или во время прохождения дистанции, так как сама попытка расслабить мышцы с помощью внушения снимает нервное напряжение, раздражение, хотя внешнего эффекта может и не наблюдаться. Последовательность расслабления мышечных групп по А. В. Алексееву: руки, ноги, тело, шея, лицо. Последовательность расслабления по Г. Д. Горбунову: лицо, руки, ноги, шея, спина, грудь, живот.

Следует отметить, что в первой части текста словесного воздействия использовались формулы внушения, вызывающие легкость, невесомость, т. е. расслабление для дальнейшей мобилизации, а формулы внушения, вызывающие тяжесть, т. е. развивающие тормозные процессы, не используются.

Во второй части механизма действия формул цели и намерения был объяснен В. М. Бехтеревым. С помощью формул цели обеспечивается состояние оптимальной активности организма, необходимое для наиболее успешного и рационального выполнения предстоящей деятельности. Эффективность формул цели заключается в том, что они фиксируются в подсознании и не управляются разумом, волей, что в свою очередь накладывает большую ответственность на их исполнителей.

Таким образом, информация, введенная в текст АТ и ПМТ, направлена на мобилизацию, активизацию и поддержание спортсмена, т. е. определяет готовность биатлонистов выполнять предстоящие в соревнованиях задачи. Необходимо отметить, что к мобилизующим относятся управляющие воздействия, побуждающие спортсмена к целенаправленному проявлению волевых усилий.

Они воспринимаются как приказ, к выполнению которого спортсмен уже заранее подготовлен, особенно в связи с воздействием мотивирующей информации, которая как бы предопределяет решение, а мобилизующая информация способствует выявлению дополнительных резервов для достижения поставленных целей. Активизирующая и поддерживающая информация направлена на оптимизацию психофизической активности, поддержание чувства уверенности, убежденности в успехе.

В текстах аутовоздействия, которые обязательно должны быть позитивными и краткими, предусматривается реализация определенного образа действия или результата деятельности. Формулы цели содержали те мысли и чувства, которые обеспечивают реализацию тактических и двигательных задач конкретного соревнования (например: «Я в хорошей форме… У меня все получится…. Я здоров… Я смогу сделать это…»).

У спортсменов обязательным является включение в формулы цели словесных воздействий, вызывающих чувство радости от выполнения упражнений, готовности к продолжению работы, преодолению чувства усталости, неуверенности, что укрепляет мотивацию формул цели.

В текстах аутовоздействия внушение осуществляется от первого лица (например: «Я совершенно спокоен…») в связи с тем, что с обращения «я» включается активное начало, касающееся отдельного индивида и тем самым усиливающее внушение воздействия. Запрещается включать в тексты отрицания и негативные переживания (например: «Я не буду больше ошибаться… Я не должен бояться… Я не могу проиграть…»).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)