Психологические аспекты оптимизации методов подготовки персонала

Основные психологические закономерности, лежащие в основе повышения эффективности подготовки работников, связаны:

  • с вовлечением обучающегося при формировании знаний и умений в различные формы активности;
  • с творческой мотивацией, влияющей на тренировку интеллектуально насыщенных умений;
  • с формированием индивидуального стиля деятельности;
  • с применением в процессе обучения управляемого формирования профессиональных умений.

Экспериментально подтвержденным фактом является положение о том, что информация в целом лучше усваивается человеком, если она не просто запоминается, а включена в некоторые формы активности (физической или умственной).  Таким образом, ресурсы оптимизации профессиональной подготовки
и повышения квалификации кроются в том, чтобы сделать предлагаемую в учебном курсе информацию предметом умственного или физического действия.

Вместе с тем, как уже указывалось выше, нельзя пренебрегать и общетеоретическими знаниями, которые являются опорой для усвоения сведений, касающихся новых ситуаций. Примером подобной отработки материала при подготовке руководителей является использование технологии чіп baskets.

После ознакомления с правилами, которых придерживается руководитель в работе с документами, каждый из слушателей, участвующих в семинаре, получает папку с одним и тем же набором документов, что отражают различные стороны деятельности предприятия. Эти документы могут включать финансовые отчеты, организационные карты, деловые инструкции, официальные и неофициальные документы (например, характеристики отдельных лиц или их работы). Все они позволяют обучаемому войти в конкретную обстановку. Слушателям предлагается выступить в роли руководителя. Ознакомившись с ситуацией, они начинают работать с документами. Задание состоит в том, чтобы правильно адресовать каждый документ и написать на нем соответствующую резолюцию, а также на основе их анализа сделать вывод о ситуации, сложившейся на предприятии, и принять соответствующее решение в течение определенного времени. Кроме того, слушатель должен ответить на письма, составить справки, отчеты, написать свои ответы на звонки по телефону и т. п.

Следующим этапом может быть имитация совещания, где предлагается обсудить отдельные моменты сложившейся ситуации. Для подготовки к участию в совещании слушатели должны выделить из предложенных им документов наиболее важные, рассортировать документы по исполнителям, указав те из них, исполнение которых можно поручить своим подчиненным. Занятие завершается дискуссией, во время которой слушатели объясняют свои решения, выносят оценки решениям других участников семинара.

Интересный пример отработки японскими управленцами навыка преодоления собственной стыдливости приводит В. Я. Цветов. В рамках программы интенсивной подготовки участники должны прилюдно представиться и начать громко петь (это может быть гимн корпорации или учебного заведения, где они проходят подготовку, либо оптимистическая песня), пока их пение не перекроет уличный или вокзальный шум.

Опыт формирования перцептивных действий у будущих сталеваров, когда обучающиеся активно работают с образцами холодных проб металла, при этом постепенно меняется процентный состав углерода и марганца, был осуществлен Ю. И. Шпигелем еще в середине 1930-х гг.  Во всех приведенных примерах профессиональные умения формируются благодаря вовлечению обучающихся в деятельность, организованную специальным образом.

Влияние творческой мотивации на тренировку интеллектуально насыщенных умений было доказано С. Г. Геллерштейном в конце 20-х гг. XX века. Привнесение творческого начала, как оказалось, дает дополнительный ресурс повышения эффективности профессиональной подготовки. Выявленные закономерности используется в современных обучающих технологиях.

Методы подготовки могут различаться не только степенью использования различных форм активности для того, чтобы отработать умения и облегчить запоминание сведений, степенью опоры на творческую мотивацию, но и направленностью либо на формирование некоторого шаблона отрабатываемого действия, либо на выявление индивидуального стиля профессионала.

Е. А. Климовым было убедительно показано, что во втором случае профессионалы могут достичь высоких результатов при максимальном использовании ресурсов своих индивидуальных возможностей. Таким образом, методы подготовки, ориентированные на выявление или формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности, дают дополнительный шанс добиться приемлемых результатов тем, кто в иных обстоятельствах не смог бы быть достаточно продуктивным; рефлексия своего стиля деятельности обеспечивает потенциал развития профессионала.

Привлекательность методов подготовки, ориентированных на формирование индивидуального стиля, неожиданным образом обосновывается Дж. Хантом, выявившим, что у обучающихся менеджеров формируются чувство неудовлетворенности, униженности, защитные реакции, возникающие как следствие сравнения их собственных действий с «идеальными образцами», образом «идеального управляющего».

Психологическое обеспечение, поддерживающее методики формирования профессиональных умений с опорой на индивидуальный стиль деятельности, состоит в разработке диагностических методик, приемов, процедур, которые выявляют:

  • особенности индивидуального стиля с тем, чтобы оценить его оптимальность;
  • предпосылки, формирующие индивидуальный стиль профессиональной деятельности, дабы помочь обучающемуся;
  • индивидуальный стиль деятельности, в том числе и познавательной, в целях индивидуализации программ подготовки (для высшего управленческого персонала).

В отечественной практике подготовки профессионалов накоплен положительный опыт управляемого формирования профессиональной деятельности. Этот метод ориентирован на формирование у обучающихся полноценной системы ориентиров, обусловливающей осуществление профессиональных операций и действий.

Весь учебный процесс сконструирован таким образом, чтобы обеспечить контролируемость формирования системы ориентиров деятельности; освоение полноценной системы ориентиров деятельности; поэтапное формирование действия.

Реализация этой технологии возможна только при глубоком психологическом анализе той профессиональной деятельности, которая должна постигаться, и разработке мощного психологического сопровождения учебного процесса в виде специальных заданий, иллюстративного материала и т. п.

Психологическое обеспечение в этом случае будет состоять в профессиографическом исследовании, направленном на соответствующие виды профессиональной деятельности, и психологическом анализе сложных профессиональных действий, чтобы разработать конкретный вариант технологии, имеющей отношение к управляемому формированию профессиональной деятельности.

Таким образом, повышение эффективности образовательных программ связано и с выбором психологически обоснованного метода обучения. Подчас яркие и занимательные процедуры могут вызывать положительные эмоции участников образовательных программ, но быть совершенно неэффективными с точки зрения их влияния на уровень профессиональной подготовки слушателей.

Статьи по теме
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)