Коррекция взаимоотношений ребенка с родителями
Происходящие в последнее время в нашей стране политические преобразования, изменения в социально-экономической жизни всего государства и общества, несомненно, влияют и на отношение к детям.
Именно поэтому изучение проблем взаимодействий и взаимоотношений родителей, имеющих детей с нарушениями развития, специалистов-медиков, психологов, психиатров и педагогов в практическом смысле сегодня чрезвычайно важно.
И значение семьи при формировании личности ребенка с особыми образовательными потребностями, и характер установления связей в образовательном и медицинском пространстве будут определять первичную социализация личности нашего ребенка.
И в настоящее время для специалистов, работающих с детьми данной категории, особенно актуальными и реальными стали задачи активного привлечения семьи в специальное образовательное пространство, включения родителей в коррекционно-педагогический процесс при условии знания специфики детско-родительских отношений, складывающихся в этих семьях и формирования устойчивых связей со специалистами и педагогами, то есть со всем окружением ребенка, ибо, действительно, семья нуждается в помощи государственных учреждений и работающих в них специалистов.
Сегодня в нашей стране социально приемлемым является воспитание детей с нарушениями развития, так же как и их здоровых сверстников, с самого рождения, семье, и здесь очень многое зависит от правильного родительского поведения – сформированной потребности как можно раньше обращаться к специалистам для адекватной оценки способностей и возможностей детей.
Большинство родителей направляют все свои усилия на диагностику заболевания, обследование ребенка и медикаментозное лечение. Но немногие знают, что успех лечения будет во многом зависеть от окружающих ребенка лиц, от выбора игрушек, книг и участия взрослого в играх, а главное, от своевременно начатых и систематических специальных занятий.
Основой успешного взаимодействия специалистов и родителей в целях максимального удовлетворения потребностей ребенка являются открытость и гуманизм, профессионализм и ответственность во всей системе отношений между ребенком, семьей, специалистам и обществом.
Упоминавшаяся выше профессор МГУ А.С. Спиваковская, одна из ведущих специалистов в области профилактики детских неврозов, выделила три критерия оценки родительских позиций: адекватность, динамичность и прогностичность.
А специалист должен соблюдать определенные этические нормы при использовании конфиденциальной информации о ребенке и его семье, которую он получил от родителей. Недопустимыми являются менторский тон, нравоучения при взаимодействии с родителями.
Для установления уважительных, доброжелательных взаимоотношений с семьей педагогу требуется тактичное, корректное поведение, умение поставить себя на место консультируемого и сообщить ему любую информацию в щадящей, не травмирующей его чувства, форме.
Отсюда: главной задачей специалистов при взаимодействии с семьей, имеющей ребенка с нарушениями психического развития, является не только выдача рекомендаций по воспитанию ребенка, но и создание таких условий, которые бы максимально стимулировали членов семьи к активному решению возникающих проблем.
В таких случаях решения, выработанные в процессе сотрудничества со специалистами, родители считают своими и более охотно внедряют их в собственную практику воспитания и обучения ребенка.Родителей необходимо готовить к сотрудничеству со специалистами, которое потребует от них немало времени и усилий. Они нуждаются в поддержке и одобрении, так как результаты, по вполне понятным причинам, будут видны не сразу, и родителям может показаться, что их усилия потрачены впустую.
В неблагоприятных семьях сотрудничество с родителями является особенно тяжелой задачей, поэтому для создания в семье климата, способствующего развитию ребенка, специалистам, прежде всего, следует проанализировать позиции, которые занимают по отношению к ребенку с нарушениями психического развития его родители и ближайшие родственники, и лишь после этого избирать ту или иную тактику общения с ними.
Оказывая помощь семье, специалист дает родителям полную информацию об их ребенке: указывает его специфические особенности, слабые и сильные стороны, подчеркивая последние.
Педагог напоминает родителям о необходимости сохранения физического и психического здоровья, разъясняет родителям важность сохранения контактов с социальным окружением, что способствует лучшей адаптации ребенка. Важно сохранить в семье единство и согласованность всех требований к ребенку.
В детском саду специальные занятия с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, конечно, сами по себе не гарантируют позитивных изменений в обучении, воспитании и развитии ребенка – коррекционный эффект достигается далеко не всегда.
Необходима преемственность работы ДОУ, специалиста и семьи. Но вот что любопытно: факт наличия в семье особого ребенка осложняет мотивацию родителей на сотрудничество.
Но необходимость тесного сотрудничества родителей ребенка с особыми образовательными потребностями с педагогами группы и воспитателями очевидна, поскольку роль накопленного багажа знаний в этот период жизни ребенка гораздо значительнее, чем можно себе представить, и если родители это понимают, они гораздо внимательнее относятся к связи между тем, что делают для ребенка сами и той большой и серьезной работой, которую совершают педагоги и психологи, чтобы способствовать преодолению недостатков в развитии ребенка.
Работа специалистов с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями в психическом развитии, имеет цели:
- оказать квалифицированную поддержку родителям;
- помочь близким взрослым создать комфортную для развития ребенка семейную среду;
- создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка;
- формировать адекватные взаимоотношения между взрослыми и их детьми.
Формы взаимодействия специалистов и родителей:
- консультативно – рекомендательная;
- информационно – просветительская;
- практические занятия для родителей;
- организация родительских конференций, семинаров, клубов, детских праздников и утренников;
- индивидуальные занятия с родителями и их ребенком;
- подгрупповые занятия.
Благодаря использованию этих форм работы отмечаются существенные позитивные изменения и в восприятии семейных отношений ребенком, и в осознании своего положения в семейном коллективе, и в динамике родительского отношения к детям.
Родители более адекватно оценивают состояние своих детей, а, получив всесторонние сведения о закономерностях развития, различных моделях воспитания и обучения, особенностях личности и поведения детей, члены семьи более оптимистично оценивают перспективы проблемного ребенка.
Эффективность внедрения комплексной помощи по оптимизации детско-родительских отношений в семьях с ребенком с особыми образовательными потребностями подтверждается следующими положениями:
- включение в психолого-педагогический процесс и матери, и отца, изменяет восприятие их особого ребенка и способствует его включению в единый семейный коллектив;
- коррекция недостатков родительского отношения позволяет установить теплый эмоциональный фон взаимодействия с ребенком данной категории, оптимизировать восприятие особенностей его поведения, личности, сформировать конструктивные модели родительского поведения;
- совместное участие детей и родителей в групповых занятиях приводит к позитивным изменениям в сфере межличностного взаимодействия со сверстниками;
- сплочение родительской группы, вследствие осознания общности проблем детей и стремления к разрешению этих проблем оказывает существенное влияние на гармонизацию сфер внутрисемейных отношений и отношений между семьей и внешним окружением.
Итак, в отечественной коррекционной психологии
В педагогике достаточно много внимания уделяется работе специалиста-психолога с родителями, воспитывающими ребенка с нарушениями психического развития и педагогами.
Во многом это обусловлено следующими факторами:
- ранним выявлением проблемных детей и ранним началом коррекционной работы с ними;
- появлением различных новых форм организации коррекционно-педагогического процесса, таких как группы кратковременного пребывания в специальных учреждениях, группы надомного обучения для детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, интегрированные группы и др., что требует нового содержания и новых технологий;
- активностью самих родителей, желающих понять проблемы развития своих детей и помочь им адаптироваться в окружающем мире.
Вообще, такого количества важных вопросов не имеет, скорее всего, ни одна отрасль, ни одно направление психологии. И важнейшими, вполне возможно, являются вопросы социальной реабилитации и социальной адаптации детей с нарушениями психического развития.
Одним из основных положений нашей коррекционной психологии должно стать признание общности закономерностей развития нормального и аномального ребенка. Это означает, что в жизни ребенка с нарушениями психического развития, так же, как и у его нормальных сверстников, должна быть «эпоха игры».
И игра должна стать ведущей деятельностью, обеспечивающей зону ближайшего развития, оказывающей развивающее воздействие на весь психологический облик ребенка.
Конечно, все методы психокоррекции детей лучше разделить на две группы: основные и специальные.К основным методам отнесем те, что можно считать базисными с точки зрения развития психодинамики:
игротерапию, арт-терапию, психоанализ, метод десенсибилизации, аутогенной тренировки, поведенческий тренинг и т.д.
Специальные методы включают в себя тактические и технические приемы психокоррекции, которые влияют на устранение имеющегося дефекта с учетом индивидуально-психологических факторов.
При подборе методов необходимо исходить из специфической проблемы ребенка, особенно, если специалист занимается эмоциональными проблемами ребенка с нарушениями в психическом развитии.
Не благополучие ребенка, поэтому вполне возможно сочетание игровых, психоаналитических методов, методов семейной психокоррекции, индивидуальной и групповой работы, психорегулирующих тренировок с целью развития навыков самоконтроля поведения и смягчения эмоционального напряжения. Кроме того, необходимо учитывать и степень тяжести неблагополучия ребенка.
В одной из своих работ А.С.Спиваковская, рассматривая психокоррекционный процесс как определенную систему, выделила в ней основные блоки: диагностический, установочный, коррекционный и оценочный:
Диагностический блок, отвечающий за изучение индивидуальных особенностей ребенка, анализ факторов, способствующих его эмоциональному неблагополучию;
Установочный блок, имеющий целью формирование положительной установки ребенка и его родителей на занятия.
Основными задачами этого психокоррек-ционного блока являются:
- Снижение эмоционального напряжения у ребенка.
- Активизация родителей на самостоятельную психологическую работу с ребенком.
- Повышение веры родителей в возможность достижения позитивных результатов психокоррекции.
- Формирование эмоционально-доверительного контакта психолога с участниками психокоррекции.
Коррекционный блок, основной целью которого и является гармонизация процесса развития личности ребенка с эмоциональным неблагополучием.
Ориентировочный – ребенку предоставляется возможность спонтанной игры. Психолог наблюдает за детьми, а у детей формируется положительный эмоциональный настрой на занятия, что очень важно в процессе сглаживания внутренних конфликтов.
Кроме того, здесь продолжается диагностика форм поведения особенностей общения детей например, с целью окончательного формирования группы. Психотехнические приемы здесь состоят из различных невербальных коммуникаций, коммуникативных игр.
Реконструктивный – уже проводится коррекция неадекватных эмоциональных и поведенческих реакций. Психотехническими приемами на данном этапе являются сюжетно-ролевые игры, разыгрывание детьми проблемных жизненных ситуаций.
Эти игры способствуют эмоциональному отреагированию и вытеснению негативных переживаний. Ребенок обучается самостоятельно находить нужные способы поведения и формы эмоционального реагирования.
Оценивая эмоциональное состояние ребенка до и после занятий, целесообразно использовать цветовой тест Люшера, методику цветописи, рисуночные тесты, цветовой тест отношений (ЦТО) и др.
Для подростков с нарушениями психического развития, проявляющегося в различного рода конфликтной динамике, можно предложить такие фазы групповой психокоррекции: установочная, подготовительная, реконструктивная, закрепляющая.
Можно использовать и психорегулирующую тренировку с целью смягчения эмоционального дискомфорта, формирования приемов релаксации, развитие навыков саморегуляции и самоконтроля поведения.
При систематических занятиях нормализуются тормозные процессы, что дает возможность ребенку управлять своим эмоциональным состоянием, подавлять вспышки раздражения и гнева.
- Нормативные акты и специальная документация психолога
- Специально организованное обучение и психологическое обеспечение интеграции детей с нарушениями психического развития
- Организация комплексной дифференциальной диагностики в коррекционной психологии
- Дисгармоничное развитие личности
- Дефицитарное и поврежденное развитие
- Асинхронное развитие ребенка
- Парциальная несформированность компо-нентов психической деятельности
- Задержки психического развития
- Недостаточное развитие: систематика, причины, критерии и диагностика
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу