Проявление личностного потенциала в социально психологическом тренинге

Основным способом включения партнеров в совместную деятельность и одновременно способом создания и разрешения игровых проблемных ситуаций является двустороннее (диалог) и многостороннее общение (мультилог), обеспечивающее возможность выработки индивидуальных и групповых решений, достижение промежуточных и конечных результатов игры.

Реализация этого принципа позволяет осознанно конструировать и применять операционные игры как средство обучения специалистов и формирования их личностных и деловых качеств, в частности, профессиональной коммуникативной компетентности.

Сценическая модель, наглядно раскрывая способы семантизации людьми их межличностного взаимодействия, позволяет показать различия между книжным языком и естественной речью, все многообразие кодов общения, включая интонацию, качества голоса, жест, позы, лицевую экспрессию, а также паттерны понимания времени и пространства в контексте коммуникативных межличностных ситуаций. Такое освоение закономерностей смысловой классификации и дешифровки межличностных событий окружающей действительности повышает коммуникативную компетентность индивида и соответственно его социально-психологическую
приспособленность.

Поэтому участие в ролевых играх служит для индивида методом раскрытия и совершенствования его потенциала вербального и невербального самовыражения. Определенная театральность, артистичность поведения свидетельствует об эмоциональной насыщенности и высокой жизнеспособности, она несовместима с психологической вялостью и скованностью и способствует широким групповым контактам, что в целом говорит о социальной активности человека.

Однако театральность в жизни, особенно в ситуациях самопредъявления индивида (знакомство, деловая беседа), может иметь две формы: театральность откровенного самораскрытия и театральность умышленного самоизменения.

Первая осуществляется в выразительности и некоторой патетике звуковой речи, основанной на искренности эмоций
и сопровождающей их моторной экспрессии. Для нее характерна безыскусность – естественно сложившаяся манера речи с присущей данному индивиду динамикой.

Интересно
Тогда пафос выглядит неподдельным, действительно переживаемым, идущим от реальных чувств; речь при этом отличается большой амплитудой мелодии и адекватным мимическим сопровождением. К безыскусной, неподдельной манере речи в ходе времени присоединяются так называемые «согласованные» приобретения, т. е. хорошо ассимилированные подражательные образцы.

Другая форма театральности связана с тем, что человек намеренно себя преображает и демонстрирует окружающим совсем не то, что он являет собой на самом деле. Это либо перенесенные в реальную жизнь шутовство, игровая эксцен-трика, безобидная манерность, либо продуманная мистификация или преследующая корыстные цели ложь. Во всех случаях при умышленной театральности обнаруживается нарочитость речи, вычурность лексики, обилие чужеродных речевых шаблонов, не свойственных повседневной речи данного индивида.

Во многом неестественность речевого поведения связана не со злым умыслом, а с наивным стремлением показать свою принадлежность к престижным группам или намекнуть на обладание более высоким социальным статусом, чем это есть в действительности. Иногда «язык фасада» (или «речевая маскировка») направлен на достижение спланированных целей – от обычного желания понравиться окружающим до лести и лицемерия.

Промежуточное положение между безыскусным и нарочитым поведением занимает театральность профессионального самопредъявления (учителя, врача, лектора и т.п.).

В частности, А.С. Макаренко утверждал, что учитель должен обладать не только педагогическими, но также актерскими способностями и навыками. В результате обучения и практики у специалистов возникает так называемый «тренированный стиль», под которым понимается манера речи, отличающаяся от повседневного разговорного языка некоторой искусственностью.

Внутри такого стиля можно наблюдать «неподдельные» и «поддельные» формы выражения, искреннюю манеру и манипулятивные приемы общения, поскольку даже высокий профессионализм не может компенсировать отсутствия откровенности и доверия к людям.

Идеальным вариантом можно считать плавный переход индивидуальной артистичности самораскрытия в социальное проигрывание профессиональной или должностной роли. Достоинствами активных методов социально-психологического обучения является то, что они позволяют: рассмотреть определенную проблему в условиях значительного сокращения времени (сжатие процесса); сформировать у обучаемых умение ориентироваться в нестандартных ситуациях; выявлять, анализировать и устанавливать причинноследственные связи и решать конкретные производственные проблемы, развивать навыки работы групповым методом при подготовке и принятии управленческих решений и устанавливать взаимопонимание между участниками игры.

Участники приобретают навыки уверенного поведения в сложной обстановке, вырабатывают точность и внимание при выполнении своего дела, получают возможность быстрее осязать и анализировать результаты деятельности. В то же время в американском менеджменте существует мнение, что тренинг можно считать успешным и финансово оправданным уже в том случае, когда хотя бы один подчиненный, который раньше боялся говорить, приходит с хорошей идеей.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)