Проверка соблюдения требований законодательных и нормативных актов, регулирующих деятельность аудируемого лица
Необходимость проверки соблюдения требований законодательных и нормативных актов, регулирующих деятельность аудируемого лица, установлена федеральным стандартом № 14 «Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита».
Стандарт обязывает аудитора иметь общее понимание основных нормативных правовых актов Российской Федерации, применимых к аудируемому лицу в сфере его деятельности, а также представление о соблюдении аудируемым лицом требований указанных актов.
Очевидно, что некоторые нормативные правовые акты Российской Федерации могут оказывать существенное влияние на деятельность аудируемого лица.
В частности, несоблюдение определенных актов может привести к прекращению деятельности аудируемого лица или поставить под вопрос непрерывность его деятельности.
Например, такие последствия могут возникнуть при несоблюдении лицензионных требований и условий или других требований, предъявляемых к деятельности аудируемого лица (например, при несоблюдении торговой организацией требований в отношении правил торговли).
Для формирования общего понимания нормативных правовых актов Российской Федерации аудитор, как правило, должен:
- использовать имеющуюся информацию о деятельности аудируемого лица и сфере его деятельности;
- получить у руководства аудируемого лица сведения о разработанных им процедурах, направленных на обеспечение соблюдения аудируемым лицом и его сотрудниками нормативных правовых актов Российской Федерации;
- получить сведения о нормативных правовых актах Российской Федерации, которые могут оказывать существенное влияние на деятельность аудируемого лица;
- проанализировать с руководством аудируемого лица политику или процедуры, принятые для выявления, оценки и отражения в учете судебных исков и санкций.
Проанализировав нормативные правовые акты Российской Федерации, применяемые аудируемым лицом в установленной сфере деятельности, аудитор должен выполнить следующие процедуры, направленные на выявление случаев их несоблюдения:
- запросить руководство аудируемого лица, соблюдает ли аудируемое лицо в своей деятельности соответствующие нормативные правовые акты;
- проанализировать переписку аудируемого лица с соответствующими уполномоченными государственными органами власти по вопросам соблюдения им законодательства Российской Федерации.
Если аудитору стали известны факты возможного несоблюдения требований нормативных правовых актов Российской Федерации, он должен оценить:
- возможные финансовые последствия, в частности санкции, ущерб, угрозу конфискации активов по решению суда, вынужденное прекращение деятельности и судебные разбирательства;
- необходимость раскрытия в финансовой (бухгалтерской) отчетности информации о возможных финансовых последствиях для аудируемого лица несоблюдения требований нормативных правовых актов Российской Федерации;
- необходимость поставить под сомнение достоверность всей финансовой (бухгалтерской) отчетности в случае, если последствия несоблюдения требований нормативных правовых актов Российской Федерации являются существенными для аудируемого лица.
Аудитор должен в максимально короткий срок сообщить о выявленных фактах несоблюдения нормативных правовых актов Российской Федерации аудируемым лицом совету директоров и высшему руководству аудируемого лица или получить доказательства того, что они надлежащим образом проинформированы о фактах несоблюдения, которые привлекли внимание аудитора.
Если аудитор пришел к выводу, что факт несоблюдения нормативных правовых актов Российской Федерации оказывает существенное влияние на бухгалтерскую отчетность и не был надлежащим образом отражен в ней, то он должен в письменном виде выразить мнение с оговоркой или отрицательное мнение.
- Специальное аудиторское задание
- Компиляция финансовой информации
- Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации
- Обзорная проверка бухгалтерской отчетности
- Организация управления качеством и внутренний контроль качества работы в аудиторской фирме
- Оценка аудитором событий после отчетной даты и отражение этой оценки в аудиторском заключении
- Оценка аудитором неопределенных обязательств и отражение в заключении
- Оценка аудитором применимости допущения непрерывности деятельности и отражение этой оценки в аудиторском заключении
- Содержание аудиторского заключения
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу