Проверка новизны и оригинальности промышленного образца

Запатентованный промышленный образец должен обладать новизной и оригинальностью.

Промышленный образец признается новым, если совокупность его существенных признаков, нашедших отражение на изображениях внешнего вида изделия, неизвестна из сведений, ставших общедоступными в мире до даты приоритета промышленного образца (п. 2 ст. 1352 ГК РФ).

Промышленный образец является оригинальным, если его существенные признаки обусловлены творческим характером особенностей изделия, в частности, если из сведений, ставших общедоступными в мире до даты приоритета промышленного образца, неизвестно решение внешнего вида изделия сходного назначения, производящее на информированного потребителя такое же общее впечатление, какое производит промышленный образец, нашедший отражение на изображениях внешнего вида изделия (п. 3 ст. 1352 ГК РФ).

Содержание применяемого при проверке новизны и оригинальности понятия “существенный признак” раскрыто в п. 1 ст. 1352 ГК РФ. Как отмечено выше, к существенным признакам промышленного образца относятся признаки, определяющие эстетические особенности внешнего вида изделия, в том числе форма изделия, его конфигурация, орнамент, сочетание цветов и линий, использованные для декорирования изделия, контуры плоскостного изделия, текстура или фактура материала изделия.

Российское законодательство, как и законодательство многих стран мира, устанавливает, что промышленному образцу предоставляется правовая охрана в том случае, если он является новым и оригинальным по своим существенным признакам. То есть при проверке соответствия промышленного образца условиям “новизна” и “оригинальность” принимаются во внимание не все признаки внешнего вида изделия (не все черты, присущие внешнему виду изделия), а только существенные признаки. Существенность признаков промышленного образца устанавливается экспертом методом экспертных оценок.

Существенные признаки внешнего вида изделия влияют на формирование общего зрительного впечатления, производимого изделием на его потребителя. Несущественные признаки малоразличимы, невыразительны. Исключение несущественных признаков из совокупности признаков внешнего вида изделия не приводит к изменению общего впечатления, производимого изделием на потребителя.

Оценка существенности признаков промышленного образца и признаков, обусловленных исключительно технической функцией изделия, осуществляется специалистами, обладающими навыками восприятия внешнего вида изделий определенного назначения. Выявление признаков, обусловленных исключительно технической функцией изделия, требует также технических знаний в той области, к которой относится промышленный образец. Эти навыки вырабатываются при изучении аналогового ряда промышленных образцов.

Аналогами промышленного образца являются решения изделий сходного внешнего вида и сходного назначения, в том числе идентичного назначения, известные из сведений, ставших общедоступными в мире до даты приоритета промышленного образца.

Например, для того, чтобы выявить существенные признаки внешнего вида фары и признаки, обусловленные исключительно технической функцией фары, необходимо из всех аналогов, найденных в результате информационного поиска, выбрать сходные по внешнему виду фары – аналоги и исследовать их внешний вид.

При определении совокупности существенных признаков, в отношении которой проводится проверка новизны и оригинальности промышленного образца, во внимание принимаются только изображения внешнего вида изделия, представленные в составе документов заявки на дату ее подачи, т.е. притязания заявителя, нашедшие отражение на изображениях внешнего вида изделия.

Если заявителем в составе документов заявки представлен словесный перечень существенных, по мнению заявителя, признаков промышленного образца, этот перечень рассматривается в качестве мнения заявителя, имеющего информационное значение. Такой перечень не рассматривается как документ, имеющий правоустанавливающее значение.

Признаки, нашедшие отражение только на чертежах, схемах или конфекционных картах, во внимание в качестве существенных признаков промышленного образца также не принимаются.

Признаки промышленного образца, обусловленные исключительно технической функцией изделия, при проверке новизны и оригинальности во внимание не принимаются.

Содержание применяемого при проверке новизны и оригинальности понятия “общедоступные сведения” раскрывается в подзаконных актах, регламентирующих правила рассмотрения заявок на промышленные образцы. Общедоступными считаются сведения, содержащиеся в источнике информации, с которым может ознакомиться любое лицо.

Условие новизны, как оно сформулировано в ГК РФ, принято называть “абсолютной мировой новизной”, так как сведения включаются в число общедоступных независимо от территории происхождения источника информации, в котором эти сведения приведены.

Такими источниками могут являться опубликованные патенты, свидетельства, другие документы, удостоверяющие права на промышленные образцы, выданные в любой стране мира, издательская и печатная продукция, в том числе каталоги выставок, опубликованные в каком-либо государстве мира, и другие источники информации.

Для целей оценки новизны и оригинальности принципиальное значение имеет дата включения источника информации в круг общедоступных сведений, поскольку во внимание принимаются только те общедоступные сведения, дата включения которых предшествует дате приоритета промышленного образца.

Даты включения источников информации в круг общедоступных сведений устанавливаются подзаконными актами в зависимости от их вида. Так, например, датой, определяющей включение патентных документов в общедоступные сведения, является дата публикации сведений о выдаче патента. Отечественные печатные издания включаются в общедоступные сведения с даты их подписания в печать, материалы диссертаций и авторефератов диссертаций, изданных на правах рукописи, – с даты их поступления в библиотеку, и т.д.

Дата приоритета устанавливается по правилам, приведенным в ст. ст. 1381 и 1382 ГК РФ, если она не была установлена ранее при проверке способности промышленного образца ввести в заблуждение потребителя (подп. 2 п. 5 ст. 1352 ГК РФ).

При учете источников информации в связи с оценкой новизны и оригинальности промышленного образца, как и в случае изобретений и полезных моделей, принимается во внимание положение ГК РФ, устанавливающее так называемый льготный период, предшествующий подаче заявки на промышленный образец, в течение которого информация о сущности промышленного образца может быть раскрыта без потери его патентоспособности (п. 4 ст. 1352 ГК РФ).

Для промышленных образцов этот период составляет 12 месяцев в отличие от периода для изобретений, для которых данный срок равен шести месяцам. С учетом различия в сроках пояснения, касающиеся льготного периода для изобретений, применимы в отношении промышленных образцов.

Отдельную группу источников информации, учитываемых при проверке новизны и оригинальности промышленного образца, составляют поданные в Российской Федерации другими лицами заявки на изобретения, полезные модели, промышленные образцы и заявки на государственную регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, которые имеют более раннюю дату приоритета, чем заявка на промышленный образец.

Информация о промышленном образце, содержащаяся в таких заявках на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и знаки обслуживания, учитывается с даты приоритета, установленного по соответствующей заявке.

Заявки на промышленные образцы, поданные другими лицами и имеющие более раннюю дату приоритета, учитываются при проверке новизны с целью предупреждения двойного патентования промышленного образца, т.е. выдачи двух патентов на два идентичных промышленных образца (фактически на один и тот же промышленный образец) с разными датами приоритета разным лицам.

Заявки на изобретения и полезные модели, поданные другими лицами и имеющие более раннюю дату приоритета, также учитываются в целях предупреждения двойного патентования, так как заявка на изобретения или полезную модель может быть преобразована в заявку на промышленный образец (ст. 1379 ГК РФ).

Учет заявок на промышленные образцы с более ранним приоритетом при оценке оригинальности промышленного образца нацелен на предупреждение выдачи патента на промышленный образец, производящий такое же общее впечатление, как ранее заявленный промышленный образец, так как в результате патентования двух таких промышленных образцов на имя разных лиц потребитель может быть введен в заблуждение.

Учет заявок на товарные знаки и знаки обслуживания также нацелен на предупреждение выдачи патента на промышленный образец, способный ввести в заблуждение потребителя. Это регулирование корреспондирует с положением подп. 2 п. 5 ст. 1352 ГК РФ. Отличие состоит в том, что при проверке новизны и оригинальности противопоставляются только те заявленные на регистрацию товарные знаки и знаки обслуживания, которые являются аналогами промышленного образца, т.е. объектами, имеющими назначение, совпадающее или сходное с утилитарным назначением изделия, к которому относится проверяемый промышленный образец.

На практике такие ситуации наиболее вероятны в случае, если в заявке на товарный знак испрашивается правовая охрана упаковки, этикетки, упаковочного листа или объемного товарного знака, например формы флакона для туалетной воды. Для определения общедоступных сведений, с учетом которых должна осуществляться проверка новизны и оригинальности промышленного образца на стадии проверки новизны, проводится информационный поиск.

Цель информационного поиска – выявление сведений, ставших общедоступными в мире до даты приоритета промышленного образца, релевантных заявленному промышленному образцу.

Для целей проверки новизны и оригинальности промышленного образца предметом поиска являются аналоги промышленного образца, признаки которых совпадают с признаками заявленного промышленного образца, представленного на изображениях внешнего вида изделия, или производят сходное впечатление.

Для целей оценки оригинальности информационный поиск может проводиться в отношении существенных признаков, которыми отличается заявленный промышленный образец от выявленного ближайшего аналога (дополнительный информационный поиск). Информационный поиск проводится после установления приоритета промышленного образца.

В объем поиска как минимум включается патентная документация России, Германии, Великобритании, Испании, США, Франции, Японии и ВОИС с ретроспективой 15 лет.
Объем поиска может быть расширен, если, по мнению эксперта, есть вероятность выявления аналогов в патентных документах более раннего периода или в патентной документации других стран, не входящих в вышеуказанный минимум.

Информационный поиск проводится по базам данных патентных ведомств с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет по сайтам периодических изданий, сайтам производителей, другим сайтам, содержащим информацию об изделиях сходного назначения.

По результатам проведения информационного поиска в сети Интернет во внимание принимается информация, опубликованная ранее даты приоритета заявленного промышленного образца. Если найденные в сети “Интернет” сведения не содержат даты публикации и отсутствует возможность установить дату их размещения в электронной среде, такие сведения не учитываются при установлении патентоспособности промышленного образца.

По результатам информационного поиска составляется отчет об информационном поиске, в который включаются сведения об источниках информации, содержащих релевантные промышленному образцу сведения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)