Протестантизм и благотворительная деятельность

С возникновением протестантизма (XVI в.) в известной мере трансформируется содержание понятий милосердия и благотворительной деятельности. Подход протестантизма, к проблеме благотворительности и милосердия отличается от католического.

Реформаторы отвергли католическое учение о спасении: человек спасается, в первую очередь, верой в Бога. Протестантизм резко выступил против католической идеализации нищенства как объекта “добрых дел”, против монахов, монастырей, опекавших нищих. Особенно это проявилось в кальвинизме, согласно учению которого, каждый человек еще до сотворения мира предопределен богом либо к спасению в раю, либо к аду. Признак “избранничества” – устанавливается хозяйственной деятельности. Кальвин с фанатической жестокостью преследовал нищих, запрещая просить милостыню. Желание быть бедным – греховно, так же, как желание быть, больным. В протестантизме успешностью земной жизни объясняли и успешность после смерти. Так, например, Вебер М. Приводит высказывание герцога Кристофа Вюртелеберга (лютеранина) по вопросу об обете бедности: «кто пребывает в бедности по самому своему
положению, пусть не ропщет. Однако если он дает обет вечно оставаться бедным, то это равносильно обету становиться вечно больным или постоянно пользоваться дурной репутацией».

Вообще по мнению Франклина «переизбыток добродетели – лишь ненужная расточительность и как таковая достойна осуждения». Bce это не значит, что верующий не должен совершать “добрые дела”. Однако добрые дела, совершаемые не во славу Божию, а ради каких-то иных целей, греховны. Любовь к ближнему воплощается, таким образом, в выполнении Божиих заповедей. Главное не в том, чтобы дать нуждающемуся человеку милостыню, а “спасти его душу”, нравственно обновить его, мобилизовать его внутренние силы на преодоление неблагоприятных обстоятельств.

Протестантизм в религиозной форме впервые поставил проблему социально-реабилитационной и психотерапевтической функции благотворительности и социального служения. Протестантизм положил начало институционализации милосердной деятельности, которая резко изменяет свою направленность в сторону новых ценностно-нормативных структур, становится формой социальной работы.

Очень хорошо проанализировал различие благотворительности в православие и христианства на Западе русский философ Флоренский П.: «с православной точки зрения, благотворительность не отрицается; одеть нагого, накормить голодного, посетить больного – все это исконно русские добродетели, но смысл их исключительно в том, что все это – дела любви, дела милосердия, а не переустройство мира из «долины слез» в рай земной. В то время, как общественная деятельность и церковная благотворительность на Западе имеет целью пересоздание условий жизни на более нормальные и поэтому принимает безличную, механическую форму (работные дома, искоренение нищенства, государственные пенсии старикам, страхование), православие горячо сочувствуя страждущему миру, совсем не верит в возможность изменить их человеческими силами, а потому благотворительность в России, носит личный характер помощи именно этому лицу, без посредников и исключительно из любви к нему, а не с расчетом, что этой помощью изменяются условия человеческой жизни».

На западе и сейчас многие благотворительные организации строятся свою деятельность по принципу предложения нуждающемся «удочки». Ведь можно просто дать человеку рыбу, если он голоден, а можно дать удочку и научить ею пользоваться, таким образом дать ему возможность обеспечить себя и в будущем.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)