Промышленная политика как фактор конкурентоспособности экономики

Промышленная политика (англ. industrial policy) представляет собой систему отношений между органами государственной власти, местного самоуправления, бизнесом и обществом по поводу формирования структурно сбалансированной конкурентоспособной экономики и высокотехнологичного интеллектуального ядра промышленного производства.

Наличие в современной экономике дефектов рыночного регулирования, связанных с неспособностью рыночных структур удовлетворять многие потенциальные общественные потребности, циклическим характером экономического развития, усилением социально-экономической дифференциации, ростом рыночной концентрации, отсутствием интереса участников рынка в финансировании фундаментальных исследований, поддержке научно-технической сферы, обусловливает необходимость государственного вмешательства в части осуществления мер стимулирования инвестиционного спроса, координации функционирования финансово-кредитного сектора, таможенно-тарифного регулирования для поддержки национальных предприятий, содействия формированию инновационных отраслей, определяющих приоритет технологического развития страны.

Промышленная политика тесно связана с другими направлениями государственного воздействия на экономику, в том числе внешнеэкономической, региональной антимонопольной, экологической, социальной политикой.

При этом на разных этапах функционирования и развития экономики промышленная политика обладает специфическими целями и инструментами реализации.

В условиях циклически развивающейся экономики на этапе выхода из структурного кризиса промышленная политика содействует формированию нового типа отраслевой структуры индустриального сектора с преобладанием производств технологического уклада более высокого уровня, на этапе экономического роста – развитию и укреплению формируемого комплекса, на этапе стабилизации направлена на реализацию сложившегося производственного, научно-технического и инновационного потенциала.

Таким образом, в зависимости от этапа развития экономики промышленная политика обеспечивает либо поддержку сложившейся структуры промышленности, либо формирование отраслевой структуры нового типа.

По степени и характеру воздействия государства на хозяйственный комплекс в экономической теории принято выделять две альтернативные модели промышленной политики:

1) дирижистская модель – «жесткая», или вертикальная, модель промышленной политики;

2) либеральная модель – «мягкая», или горизонтальная, модель промышленной политики.

Под «жесткой» политикой обычно понимается курс, целью которого является создание и развитие приоритетных отраслей экономики. Государственные органы формируют долгосрочную стратегию роста с опорой на бюджетное субсидирование и кредитование предприятий приоритетных отраслей, механизмы косвенного субсидирования компаний, протекционизм во внешней торговле.

Взаимосвязанность субъектов хозяйственного комплекса обеспечивает цепное развитие сопряженных отраслей на основе использования достижений отраслей-лидеров и формирование экономики нового типа.

В отличие от «жесткой» модели промышленной политики, подразумевающей непосредственное активное вмешательство государства в экономику в качестве действующего субъекта, государственного предпринимателя и инвестора, либеральная политика направлена на создание условий для роста конкурентоспособности и поддержку инвестиционных проектов, позволяющих повышать уровень эффективности национальных компаний.

Горизонтальная модель ориентирована на формирование общих для всех отраслей возможностей развития производства. Отраслевые пропорции, проблемы перелива капитала (межсектораль-
ного, межрегионального), многие другие проблемы должны решаться на стыке спроса и предложения в процедурах саморегуляции рынка, поэтому отрицается необходимость назначения приоритетов развития и выделения ведущих производств.

По мнению сторонников данной модели, установление приоритетов промышленного развития может привести к консервации формирующихся пропорций, это обусловливает предпочтительность стратегии постоянной корректировки структуры на основе действия рыночных сил.

Однако несовершенство рыночного механизма в условиях сложившейся конъюнктуры и ограниченности ресурсов, проявляющееся, например, в избыточной капитализации сырьевого сектора в ущерб обрабатывающим отраслям, в долгосрочной перспективе может привести к возникновению значительных диспропорций социально-экономического развития, отставанию в инновационной, технологической и иных сферах экономики.

На сегодняшний день промышленная политика реализуется в большинстве развитых стран мира (Франция, Германия, США и т. д.). Государственные органы осуществляют комплексные мероприятия, направленные на приведение структуры промышленности в соответствие вызовам глобальной экономики, повышение конкурентоспособности национального промышленного комплекса, совершенствование индустриальной инфраструктуры, на формирование новых секторов промышленности и т. д.

В качестве инструментов проведения промышленной политики выделяют прямые и косвенные методы регулирования экономики. 

Прямые методы промышленной политики связаны с распределением или перераспределением ресурсов для ведения производства, осуществляемыми непосредственно государством с целью стимулирования или дестимулирования тех или иных направлений деятельности. К числу прямых методов относятся субсидирование отраслей, предприятий или регионов, прямые государственные инвестиции, создание государственных предприятий, субсидирование процентных ставок и т. д.

Косвенные методы, включающие элементы кредитно-денежной и налогово-бюджетной политики, направлены на создание условий для функционирования всех субъектов экономики.
Они призваны изменить ожидания производителей и, в первую очередь, оценку ими рисков, связанных с теми или иными видами производственной деятельности.

При помощи этих инструментов государство стремится трансформировать соотношение спроса и предложения в желаемом направлении.

К косвенным методам промышленной политики относятся: 

• принятие нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность отраслей либо промышленности в целом, но не предусматривающих прямой поддержки конкретных отраслей (техническое регулирование, поддержка экспортеров, стимулирование инновационной деятельности и т. д.);

• таможенно-тарифное регулирование в поддержку экспортной деятельности национальных предприятий;

• создание условий для развития финансовой инфраструктуры производственной и, в особенности, инновационной деятельности (регулирование учетной ставки и т. д.);

• снятие ограничений на производственную деятельность и уменьшение ее институциональных издержек (снижение административных барьеров, создание территорий с налоговыми и иными
преференциями ведения производства – технопарков, зон свободной торговли);

• реализация совместных проектов с негосударственными хозяйствующими субъектами (строительство инфраструктурных объектов и т. д.);

• политика государственных закупок и др.

Международный опыт показывает, что в современной, быстро меняющейся постиндустриальной экономической среде традиционные средства прямой финансовой поддержки отдельных отраслей и производственных комплексов оказываются весьма затратными и неэффективными. Основными средствами осуществления поставленных целей современной промышленной политики являются косвенные методы.

Однако в целях обеспечения национальной и экономической безопасности, сохранения и развития диверсифицированной производственной системы, обеспечения стабильного функционирования социальной сферы,стимулирования деятельности предприятий государственного сектора экономики органы государственной власти используют инструменты прямого воздействия, выделяя бюджетные средства на поддержание конкретных отраслей промышленности и реализацию крупных инвестиционных проектов.

Превалирование тех или иных наборов инструментов в комплексе мероприятий, направленных на развитие национальной экономики, новейших технологий и продуктов с высокой степенью
обработки, а также принципиальная особенность современной промышленной политики, связанная с ее ориентацией на формирование инноваций как важнейшего фактора экономического роста, определяют тип проводимой государством промышленной политики.

В настоящее время в мире сложились следующие основные типы промышленной политики:

• экспортоориентированная промышленная политика;

• политика импортозамещения;

• инновационная промышленная политика.

Суть экспортоориентированной промышленной политики состоит во всемерном поощрении производств, ориентированных на экспорт своей продукции. Основные поощрительные меры
направлены на развитие и поддержку конкурентоспособных экспортных отраслей с целью захвата как можно большей доли мирового рынка.

Реализация данного типа промышленной политики осуществляется через налоговые и таможенные льготы, кредитование предприятий-экспортеров, поддержку низкого валютного курса и создание иных благоприятных условий для функционирования экспортоориентированных отраслей.

Важными преимуществами этого вида промышленной политики являются включение страны в мировое хозяйство и доступ к мировым ресурсам и технологиям; развитие сильных конкурентных отраслей экономики, которые обеспечивают мультипликативный эффект развития остальных «внутренних» отраслей и выступают основным поставщиком денежных средств в бюджет; привлечение валютных средств в страну и их инвестирование в развитие производства и сферы услуг национальной экономики.

Успешными примерами проведения экспортоориентированной промышленной политики могут служить такие страны, как Япония, Южная Корея, Чили, «азиатские тигры» (Малайзия, Таи-
ланд, Сингапур), Китай.

Негативные факторы при реализации политики данного типа связаны в основном с сырьевым экспортом, поскольку чрезмерное его присутствие в структуре экспортируемой продукции грозит привести к примитивизации структуры национальной промышленности; росту коррупции в органах власти; оттоку кадров и финансовых ресурсов из обрабатывающей промышленности страны (например, Венесуэла, Россия).

В долгосрочном плане это может привести к ослаблению конкурентоспособности обрабатывающей промышленности, замедлению темпов экономического роста и уменьшению уровня накапливаемых знаний, поскольку наиболее интенсивно процесс накопления знаний, рост человеческого капитала происходят именно в обрабатывающем секторе. Эта ситуация в современной экономической теории получила название «голландской болезни».

Стагнация же в обрабатывающей промышленности способна привести к ее отставанию от мирового технологического развития и необходимости импортировать новую технику, что практически обнуляет эффект от сырьевого экспорта, поскольку ставит экономическое развитие страны в зависимость от иностранных производителей.

Кроме того, существуют негативные моменты и при ориентации страны на экспорт даже промышленного оборудования высокого передела, если в производстве данного оборудования высока доля импортных комплектующих, что ведет к привязке цены экспортируемых машин и станков к стоимости их импортных деталей, а также к возможности внеэкономического влияния страныимпортера на данные предприятия, отрасль и экономику страны в целом (например, Мексика).

Промышленная политика импортозамещения представляет собой стратегию обеспечения внутреннего рынка на основе развития национального производства за счет проведения протекционистской политики и поддержания твердого курса национальной валюты (тем самым предотвращается инфляция).

Импортозамещающая промышленная политика способствует улучшению структуры платежного баланса, нормализации внутреннего спроса, обеспечению занятости, развитию машиностроительного производства, научного потенциала.

Негативными сторонами импортозамещающей модели промышленной политики являются самоизоляция от новых тенденций в мировой экономике; возможность технологического, а следовательно, конкурентного отставания от развитых стран; опасность создания тепличных условий для национальных производителей, что приведет к неэффективному управлению и использованию ресурсов; необходимость, независимо от международного разделения труда, выстраивать полностью производственные цепочки, которые могут быть более капиталоресурсоемкими, чем уже существующие в других странах.

Инновационная промышленная политика. В основе инновационного типа промышленной политики лежит процесс экономического развития страны на внутреннем и внешнем рынках, опирающийся на новейшие тенденции технологического и общественного развития с использованием высокотехнологичного и капиталоемкого производства.

Инновационная модель способствует поддержанию научно-технического потенциала государства, а следовательно, его конкурентоспособности на международной арене; стимулирует развитие образовательных институтов и обеспечивает экономику квалифицированными кадрами; способствует созданию рабочих мест внутри страны и обеспечивает внутренний спрос; поддерживает стабильный и высокий курс национальной валюты и благосостояние населения; ориентирует на развитие машинообрабатывающего комплекса, станко- и приборостроения с высокой добавленной стоимостью производимой продукции.

С начала 90-х гг. XX в. в России реализуются рыночные преобразования. Применяя опыт развитых капиталистических стран, Правительство РФ взяло на вооружение либеральную модель промышленной политики, сделав ставку на эффективность и саморегулируемость рыночных механизмов.

В начале радикальных рыночных реформ концепция экономической политики базировалась на представлении, что общие экономические реформы институциональной среды, создание рыночных механизмов позволят решить проблемы отраслей и предприятий без вмешательства государства.

Однако либерализация процесса ценообразования при сложении государством с себя многих контрольных функций, присущих командной экономике, и при еще не развитых рыночных механизмах в полной мере выявила все структурные перекосы советского хозяйства, вылившись в высокую инфляцию, бюджетный дефицит, обнищание населения и стагнацию
производства.

В период трансформационной экономики государственное воздействие на развитие промышленности характеризовалось попытками стимулирования внутреннего спроса, обеспечения предприятий дешевым оборотным капиталом для увеличения загрузки имеющихся мощностей, развития импортозамещения за счет протекционистской внешнеэкономической политики, ускорения внутрипромышленной интеграции и построения устойчивых производственных «цепочек».

На фоне кризиса либеральных идей государство даже в рамках различных «мягких мер» по разным поводам взаимодействовало с бизнесом, например в рамках процедур реструктуризации задолженностей, процедур банкротства и оперирования активами государственных предприятий для реализации тех или иных проектов.

В 1996 г. была разработана и официально утверждена концепция промышленной политики, а в начале 2000-х гг. предпринимались попытки усовершенствовать существующие механизмы и инструменты промышленной политики. Так, фактически в два раза увеличилось финансирование федеральных целевых программ, были определены приоритеты в их реализации.

Во главу угла была поставлена задача удвоения ВВП к 2010 г. В качестве главных субъектов промышленной политики стали рассматриваться крупные корпорации приоритетных импортозамещающих производств и производственных комплексов, включая военно-промышленный комплекс, финансово-промышленные группы.

Подход к разработке промышленной политики сместился от решения тактических задач к созданию стратегии развития промышленности на долгосрочную перспективу.

В настоящее время формируется новый этап развития государственной промышленной политики, когда ее разработка основывается на внедрении инноваций. Основной задачей на данном этапе является создание условий и механизмов проектирования и производства конкурентоспособной наукоемкой продукции.

В перспективе промышленный комплекс должен превратиться в постоянно «обучающееся» и «умнеющее» производство, способное преодолевать вызовы внешней среды, создавая и управляя
большим разнообразием своих внутренних потенциалов.

При разработке промышленной политики на данном этапе необходимо учитывать прогнозируемые мировые тренды, в том числе интенсивное формирование нового технологического ядра современных экономических систем, развитие цифровых технологий, распространение новых технологий образования, расширение доступности новых технологий, размывание границ между фундаментальными и прикладными исследованиями.

Стратегической целью, согласно концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., является превращение России в одного
из лидеров мировой экономики.

Достижение этой цели предполагает диверсификацию экономики, в структуре которой ведущая роль переходит к «отраслям знаний» и высокотехнологичным отраслям промышленности.

Ориентиры промышленного развития предполагается сфокусировать:

1) на создании высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику (развитие конкурентных рынков, последовательная демонополизация экономики, поддержка инновационного бизнеса; развитие финансового сектора, обеспечивающего трансформацию сбережений в капитал);

2) структурной диверсификации экономики на основе инновационного технологического развития (формирование национальной инновационной системы, включающей инжиниринговый бизнес, инновационную инфраструктуру, институты рынка интеллектуальной собственности; создания мощного научно-технологического комплекса; содействие повышению конкурентоспособности ведущих отраслей экономики путем использования механизмов частногосударственного партнерства, улучшения условий доступа российских компаний к источникам долгосрочных инвестиций, обеспечения отраслей экономики высокопрофессиональными кадрами);

3) на закреплении и расширении глобальных конкурентных преимуществ России в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов) – развитии на территории России крупных узлов международной энергетической инфраструктуры, использующих новые энергетические технологии; внедрении в промышленных масштабах экологически чистых технологий производства энергии и др.

На сегодняшний день низкий технологический уровень производства, невостребованность инновационной продукции предприятиями других отраслей промышленности, входящими в производственные цепочки, отсутствие высококачественного человеческого капитала тормозит распространение и внедрение инноваций, ускоряя отток новаторов за рубеж.

Для выхода на новый качественный этап инновационного развития промышленная политика в таком случае должна быть направлена на грамотное заимствование, доработку технологий
и их распространение среди предприятий всех отраслей индустриального сектора. При этом уровень приобретаемых технологий должен соответствовать степени технического и технологического развития страны.

Необходимость наличия значительных финансовых ресурсов для приобретения технологий, а также развитой научно-технологической базы для адаптации достижений определяет высокую долю инноваторов среди крупных предприятий, интегрированных в холдинги, а также компаний, входящих в состав государственных корпораций. Малый бизнес не в силах понести такие издержки.

В данной ситуации задача государства – путем формирования институтов развития (венчурных фондов, технопарков, инновационнотехнологических центров, центров трансфера технологий и т. д.) способствовать покупке лицензий отечественным компаниям, а также обеспечивать диффузию инноваций среди  предприятий смежных отраслей.

Помимо данного канала заимствование может осуществляться посредством прямых иностранных инвестиций (покупка предприятий за рубежом), внешней торговли (наличие конкуренции при
осуществлении экспортных и импортных операций), обновления образования (изучение передовых технологий, зарубежного опыта), сотрудничества с западными специалистами (обмен опытом, зарубежные стажировки).

Современный мировой кризис обнажил основные дисбалансы в мировой экономике, выявил противоречия глобального экономического развития.

Отчетливо проявился разрыв между финансовой сферой и реальным сектором. Перегрев финансовых рынков, и прежде всего ипотечного, стал одним из факторов банкротства ряда мировых банков.

По сути произошла «суверенизация частных долгов»: государства вынуждены были брать на себя значительную часть долгов банков и корпораций. Дорогостоящие антикризисные программы, а зачастую и несбалансированный докризисный рост социальных обязательств привели к рекордным дефицитам бюджетов.

Кризис привел к росту дифференциации между центрами экономической мощи на мировой арене. Относительно укрепились позиции США, которые начали кризисную волну, но затем стали среди развитых стран основным локомотивом посткризисного роста.

Усиливаются различия в еврозоне, где обозначились как лидеры оживления – Германия, Франция, так и «зоны риска» – Греция, Италия, Испания, Португалия, Ирландия. Важным фактором этого размежевания становится уровень бюджетной дисциплины стран.

Кризис усилил роль развивающихся рынков. Вследствие этого наблюдается формирование более многополярной, разноуровневой мировой экономической картины. В числе динамичных центров роста, которые к тому же избежали спада, оказался не только Китай, но еще Индия, Бразилия. Если до кризиса рост их экономик обеспечивал почти половину прироста мирового ВВП, то в условиях кризиса мировой экономический спад без этих трех стран составил бы не 0,6, а более 2 %.

В ближайшие годы доля в мировой экономике Индо-Азиатского экономического центра может значительно возрасти.Его доля уже выросла с 24% в 2007 г. до 26% в 2009 г. и в 2013 г. может достичь 30 % мирового ВВП. Именно в этот регион увеличивают свой экспорт и США, и Германия. В итоге Китай поднял свою долю в мировом импорте с 8,2 % в 2005 г. до 10,5 % в 2009 г.

Значительным темпом растет спрос на иностранные товары со стороны стран – Латинской Америки, в то время как развитые страны США, ЕС и Япония ежегодно снижают свой вес на рынках импорта. А рынки импорта – это по сути возможности экспорта.

Для России происходящее перераспределение центров сил предъявляет серьезный вызов, так как основная часть отечественного экспорта ориентирована на медленно растущий еврорынок. Возникает угроза, что российская экономика может оказаться вне центров мощного подъема. Поэтому в ближайшие годы нам необходимо фактически создать конкурентоспособный экспортный потенциал и закрепиться на новых растущих рынках.

Это касается как традиционной для России сырьевой, так и инновационной продукции, а также интеллектуальных услуг. Новый глобальный спрос дает российской экономике шанс перестроить свою структуру – ведь национальные рынки «новых лидеров» вовсе не так закрыты и сложны для проникновения, как рынки ЕС и Северной Америки.

Мировой кризис стал своеобразным «стресс-тестом» для всех национальных экономик, обострив структурные проблемы.

Кризис вновь показал уязвимость российской экспортно-сырьевой модели развития (таблица)

Вместе с тем кризис необходимо рассматривать не просто как испытание национально экономики, но и как окно возможностей повышения ее конкурентоспособности, в том числе на основе реализации эффективной промышленной политики.

Российским правительством в настоящее время выделено семь основных стратегических приоритетов развития экономики:

• улучшение инвестиционного климата;

• стимулирование инноваций;

• энергоэффективность;

• малый и средний бизнес;

• повышение эффективности внешнеэкономической политики, интеграция в рамках Единого экономического пространства и Таможенного союза;

• управление госсобственностью и приватизация;

• повышение эффективности государственного управления.

Все эти приоритеты связаны между собой одной идеологией создания среды для реализации потенциала модернизации и создания новых конкурентоспособных производств.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)