Происхождение государства

Вопрос о происхождении государства является таким же дискуссионным и важным, как и вопрос о его сущности. Дело в том, что ответ на него сопряжен с рядом известных трудностей как объективного, так и субъективного свойства.

Прежде всего необходимо понимать, что государство в действительности существует как система взаимоотношений, поэтому невозможно точно определить момент его возникновения.

Для того чтобы прийти к согласию о причинах и предпосылках возникновения того или иного явления, необходимо договориться о понятиях. Однако исследователи совершенно по разному понимают феномен государства и дают ему зачастую взаимоисключающие определения. И наконец, совершенно очевидно, что возникновение государства — это результат одновременного действия целого ряда факторов, и его нельзя свести к простой схеме.

Поэтому в науке не существует единственно верной теории происхождения государства, они отражают палитру воззрений на природу государственной власти.

Теологическая теория. Теологическую теорию происхождения государства в обобщенном виде можно свести к тезису о том, что существование государственной власти продиктовано Божественной волей. В радикальных формах теория отождествляет личность носителя государственной власти с Божеством или наделяет правителя уникальными сверхчеловеческими свойствами. Государственная власть, таким образом, становится прямым продолжением власти Божественной, а правитель — средоточием сакрального (священного) в обществе.

В более современных вариантах (например, у Фомы Аквинского) теологическая теория связывает существование государства с Божественным провидением («всякая власть от Бога»), указывает на соответствие властных отношений в социуме общему порядку во Вселенной. Однако теологическая теория основана на вере и потому не является научной в собственном смысле слова.

Органическая теория. Она возникла во второй половине XIX в. в связи с новыми открытиями исследователей в области биологии и зоологии. Ее представителями были швейцарский юрист И. К. Блюнчли (1808—1881) (основная работа — «Современное международное право цивилизованных народов», 1868); французский социолог Р. Вормс (1869—1926) (важнейшая работа — «Организм и общество», 1896; в русском переводе — «Общественный организм», 1897).

Один из основоположников органической школы — английский ученый Г. Спенсер (1820—1903), который еще за несколько лет до опубликования Ч. Дарвином (1809—1882) книги «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» вывел «закон выживания наиболее приспособленных» — закон борьбы за существование.

Появление книги Ч. Дарвина способствовало тому, что некоторые юристы и социологи стали переносить законы естествознания на процессы, происходящие в обществе и государстве.

Представители данной теории считали, что государство — это политический организм, возникающий в результате эволюции животного мира от низшего состояния к высшему, характерная черта которой — естественный отбор.

Постоянная война и борьба племен — неотъемлемое условие развития политического организма, т. е. государства. В его частях постоянно происходят изменения, присущие живому существу. Как всякое живое тело, «политический агрегат» включает процессы становления, увеличения в размерах, усложнения строения, т. е. государство рождается, развивается и гибнет. Причем гибель происходит только с «завершением типа» государства, достижением зрелого возраста.

«Политическому агрегату» присуща специализация, которая представляет собой объединение граждан в специальные органы, осуществляющие только им свойственные функции. Так создается система органов политического тела, аналогичная частям живого организма: правительственный аппарат — регулятивная система (он подобен нервно мускульному аппарату в живом теле), господствующий класс осуществляет в основном функции обороны и нападения; класс рабов обеспечивает организм питанием и всем необходимым для полноценной жизни.

Классовая теория. В соответствии с этой теорией, основоположниками которой являлись К. Маркс (1818—1883) и Ф. Энгельс (1820—1895), государство является следствием деления общества на два класса — эксплуататоров и эксплуатируемых. Различие между ними состоит в том, что первые владеют средствами производства (например, землей, заводами), и это позволяет им присваивать себе продукты труда вторых.

В этом — основное экономическое противоречие классового общества: средства производства принадлежат одному классу, хотя производством занимается другой класс, и, следовательно, результат труда присваивает себе собственник средств производства.

Для того чтобы такая система отношений могла существовать, не обходим механизм централизованного принуждения, защищающий право частной собственности класса эксплуататоров. Этим механизмом становится государство, которое сначала в грубой форме подавляет сопротивление угнетенных масс (например, рабов), затем постепенно маскирует свою основную функцию, предоставляя политические свободы трудящимся, но сохраняя при этом неизменной экономическую основу эксплуатации.

Таким образом, существование государства является признаком именно классового общества. Государства не было в первобытном обществе, где отсутствовала частная собственность, и оно должно вновь исчезнуть в обществе коммунистическом, где в результате революции средства производства будут возвращены в руки трудящихся.

Инцестная теория. В соответствии с данной теорией (ее автор — антрополог К. Леви Стросс (1908—2009)) основной предпосылкой для возникновения государства стало осознание обществом на раннем этапе своего становления (а точнее — некоторыми его членами) неблагоприятных последствий, к которым приводят кровосмесительные связи.

Для того чтобы предупредить процесс вырождения, необходимо установить запрет на инцест.

Подобный запрет должен быть обоснован в категориях, понятных членам традиционного общества (т. е. прежде всего в категориях религии), и сформулирован как табу на браки внутри одного рода. Установление подобных запретов и контроль за их соблюдением членами общества предполагали выделение особой социальной группы, обладающей соответствующими полномочиями и правом на принуждение. Эта группа и приобрела форму первичного аппарата власти.

Запрет на внутриродовые браки, кроме того, создавал необходимость установления договорных отношений с другими племенами. Только приток людей из других племен мог обеспечить достаточное количество половых партнеров в условиях запрета на инцест. Организацией этих отношений также была вынуждена заниматься вышеупомянутая властная группа.

В более широком смысле эту теорию можно условно назвать теорией табуации, так как, поми

мо половых табу, в традиционных обществах существовали иные формы социально религиозных запретов (например, пищевые, требовавшие воздержания от употребления в пищу определенных видов растений или животных). Такие запреты могли иметь вполне рациональный смысл — они сохраняли возможность воспроизводства окружающей среды, с сохранением которой было связано и сохранение жизни общества.

Установление подобных запретов и принуждение к их соблюдению, а также организация и поддержание компенсаторных социальных механизмов, заменявших предмет табуации чем то иным, привели к необходимости возникновения первичных властных структур, постепенно взявших на себя решение и иных общесоциальных задач.

Ирригационная теория. Автор этой теории К. Виттфогель (1896—1988) предположил, что возникновение государства имело место на неплодородных территориях, неспособных обеспечить население достаточным объемом продовольствия при обычном их возделывании. Для того чтобы получить достаточное количество продукта в Египте, Месопотамии и проч., необходимо было создать и поддерживать систему ирригационных сооружений, что невозможно было сделать в отсутствие централизованного аппарата власти и принуждения.

Именно необходимость выживания в неблагоприятных условиях подтолкнула людей к подчинению деспотической власти тех, кто обладал достаточными навыками и волей для решения поставленной перед обществом задачи.

Договорная теория. Представления о договорной природе государства можно обнаружить еще у древнекитайского мыслителя V в. до н. э. Мо Цзы. Однако наибольшее распространение теория общественного договора получила в период раннего Нового времени, приобретя известность прежде всего благодаря работам Т. Гоббса (1588—1679), Дж. Локка (1632—1704) и Ж. Ж. Руссо (1712—1778).

Хотя все варианты теории общественного договора имеют специфические черты, они объединены представлением о том, что переход от естественного состояния общества к политическому (т. е. огосударствленному) произошел в результате заключения членами социума соглашения о создании верховной власти, наделенной правом на издание общеобязательных предписаний.

Авторы по разному описывали причины, подтолкнувшие людей к принятию такого решения. Одни указывали на невыносимый страх за собственную жизнь, с которым сталкивался человек в естественном состоянии «войны всех против всех», другие — на невозможность эффективной защиты частной собственности в безгосударственном обществе и т. д.

По разному они видели и пределы полномочий созданного государства, и цели его существования. Однако так или иначе именно представление о договорной природе государственной власти легло в основу большинства конституций современных государств. И хотя сами авторы договорных теорий не всегда претендовали на историческую достоверность факта заключения подобного договора, принципиальной является идея о том, что каждому человеку от рождения принадлежит право на самоуправление и никто не имеет права повелевать другими людьми без их согласия.

Таким образом, концептуальное значение и революционный смысл данной теории состоит в указании на зависимый и обусловленный характер власти государства.

Теория внешнего насилия. В соответствии с этой теорией (ее представители — К. Каутский (1854—1938), Л. Гумплович (1838—1909)) государство возникает в результате военного столкновения двух племен и порабощения одного племени другим. Вместо того чтобы воспользоваться плодами победы и оставить побежденных, племя завоевателей организует систематическое принуждение.

Из двух племен возникает одно, но разделенное на два класса. Низший класс, состоящий из побежденного этноса, вынужден постоянно выполнять повинности в пользу класса высшего и подчиняться его политической власти, подкрепленной насилием.

Такая система постоянной эксплуатации оказывается менее затратной для оккупантов, чем периодические набеги. С другой стороны, она предоставляет определенные преимущества и для побежденных, в отношении которых устанавливается покровительство их хозяев, защищающих их от посягательств извне. Постепенно историческая память о факте завоевания стирается и остается лишь устоявшаяся политически организованная классовая структура, а нормы права впоследствии замещают грубую физическую силу в качестве механизма управления.

Патриархальная теория. С точки зрения сторонников этой теории (наиболее известный ее представитель в Новое время — Р. Филмер (1588—1653)), государство возникло в результате разрастания патриархального семейства. Отношения в традиционном обществе строятся на принципе абсолютного подчинения всех членов семьи ее главе.

Он имеет неограниченную власть над домочадцами, однако одновременно и заботится о них. Постепенное увеличение численности семьи, ее слияние с другими семьями в результате брачных союзов приводят к ситуации, когда при сохранении привычной структуры отношений члены такой новой, большой семьи уже не осознают наличие кровнородственных связей с ее главой. В этот момент семья превращается в раннегосударственную структуру.

Вышеперечисленные теории не исчерпывают весь спектр воззрений на происхождение государства. В научной и учебной литературе вы можете найти и другие теории.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)