Профессиональное развитие и становление социального работника

Профессиональное развитие социального работника – это процесс встречного движения социума и индивида; он характеризуется единством социального заказа и потребностей человека в создании собственной жизни как уникальной.

Содержание профессионального развития как социально-педагогического явления включает единство и борьбу противоположностей: внутренних потребностей, мотивов и внешних целей и задач, процессов внешнего воздействия и интериоризации, взаимодействия и взаимосодействия, что обеспечивает его реальную динамику и полноценное достижение профессионализма личности и деятельности.

Профессиональное становление зависит от факторов как субъективного характера (например, склонности, возможности, способности, ценностные ориентации, мотивационная готовность и т.д.), так и объективного (например, значимость профессии в обществе, ее правовой и общественный статус и др.).

Профессиональное развитие будущего социального работника предстает как органическое единство внешнего и внутреннего мира индивида, объективных и субъективных факторов, а непрерывное профессиональное образование выступает как средство, условие этого взаимодействия, основание для достижения высокого профессионализма личности и деятельности.

В настоящее время многие исследователи (Б. Г. Бочарова, А. И. Ляшенко, В. А. Сластенин, Н. Б. Шмелева) разрабатывают модели показателей профессионализма личности и деятельности социального работника на разных уровнях.

Первый уровень включает характеристику объективных и субъективных показателей общего плана, которые находят отражение в личности и деятельности уже студентов старших курсов: соответствие выбранной профессии личностным параметрам человека; соответствие личности требованиям этой профессии, ее стремление и готовность вносить свои профессиональные знания и умения в социальную практику; достаточно высокая продуктивность используемых технологий в плане социальной помощи, адаптации, реабилитации человека, группы лиц с различными проблемами.

Второй уровень характеризует показатели профессионализма, присущие специалисту-профессионалу той или иной специализации:

  • процессуальный (эффективность используемых методов, приемов, техники в социальной работе);
  • нормативно-этический (соответствие личности и деятельности квалификационным требованиям и этическим принципам, нормам, стандартам);
  • наличный базис личности и деятельности (уровень готовности личности специалиста и его деятельности в настоящее время);
  • результативный (качество эффективности, результативности социальной работы, профессиональное состояние личности в данной области деятельности);
  • прогностический (стремление “проектировать” свой профессиональный уровень как личности, так и деятельности в достижении “акме” – высшей точки профессиональной карьеры);
  •  профессиональная обучаемость (желание, мотивация постоянно повышать профессионально-личностный уровень, изучать опыт коллег, стремление к самообразованию, саморазвитию);
  • активная социальная позиция, конкурентоспособность личности и профессии.

Данный уровень характеризует высокий профессионализм личности и деятельности, но он носит в основном функционально-репродуктивный характер, включая элементы творчества, индивидуальности личности и деятельности.

Третий уровень составляет нс только вышеперечисленные характеристики профессионализма, но и дополнен такими показателями, как творчество, индивидуальность, новаторство. Вместе с тем мы не исключаем, что данные компоненты в отдельных случаях присутствуют и проявляют себя в характеристике профессионализма предыдущих уровней. Остановимся более подробно на характеристиках третьего уровня.

Вряд ли найдется такая профессия, в которой наряду с работниками, владеющими всем объемом необходимых знаний и умений, а также складом мышления, определенным характером деятельности, допускались бы такие, которые владеют обозначенным профессиональным набором недостаточно ярко. Первым уровнем такого отношения, от которого начинается отсчет в любой профессии, является наличие профессионализма.

Исходя из такого понимания, профессионализм (творчество) – это смелость, риск идти дальше нормы. Основание профессионализма – обширные и глубокие профессиональные знания, умения, навыки, качества и свойства личности, без которых творчество невозможно.

Творчество определяется либо как необходимость, вытекающая из специфики профессии, либо как некая прибавка к профессионализму. В первом случае такое толкование обосновывается тем, что решение задач, стоящих перед социальным работником, не может быть выведено из имеющихся посылок, а предполагает образование новых способов действия или своеобразное использование уже имеющихся.

Таким образом, творчество входит в перечень качеств, необходимых современному специалисту, и возводится в ранг профессиональных. Во втором случае под творчеством подразумевается продолжение деятельности, не обусловленное никакими практическими нуждами (работник все задачи решает хорошо освоенным способом). Здесь проявляются качества настойчивости, активности, инициативы и т.д. в выполнении намеченных планов в профессиональной деятельности.

Творчество рассматривается как новообразование, выходящее за рамки профессионализма. Трудности, которые существуют при решении профессиональных задач различной сложности, приходится преодолевать благодаря не только большой заинтересованности в результатах работы, но и умению сконцентрироваться, обладая высокой выдержкой, гибкостью и аналитичностью ума.

Это происходит и ради самоутверждения личности в деятельности. А здесь уже выступает важнейшая категория личности – индивидуальность. Рассматривая индивидуальность в профессии, можно отмстить, что она есть нечто большее, чем творчество, так как личностно-индивидуальные качества, черты и свойства помогают человеку раскрыть себя в профессии так, что все биологическое и психическое, личностное своеобразие переходит в своеобразие профессиональное, делая неповторимой манеру работать, проявлять индивидуально-профессиональный почерк, стиль работы.

В профессию индивидуальность включается целиком, жизненная позиция органично вплетается в профессиональную. Это всегда отмечается коллегами и окружением. При этом наступает самоидентичность личности и профессии. Другими словами, наблюдается слияние личности и профессии, взаимосочетание профессионального и личностного в деятельности социального работника.

Интересно
Термин “идентификация личности и профессии”, часто используемый зарубежными психологами (Э. Ро, Д. Сьюпер и др.), означает слияние жизни профессионала с его деятельностью, при котором приобретенные им качества и свойства начинают проявляться во всех других сферах его жизнедеятельности и определяют его отношение к действительности. Вся жизнь начинает подчиняться интересам профессии, они выходят на первый план. Итогом идентификации личности становится формирование профессионального типа личности
.

Известно, что процесс взаимодействия личности и профессии в широком смысле является двусторонним. Формируясь в деятельности, приобретая свойственные представителям той или иной профессиональной группы, общности принципиальные черты, качества и свойства, личность оказывает преобразующее воздействие па саму деятельность. “Строя” себя, человек строит и профессиональную среду, делает вклад в развитие самой профессии (новой профессии) – социальный работник – путем создания ее содержательно-технологических основ, творческого осмысления целей, задач, методик и технологий социальной защиты человека.

Специалист-профессионал обладает “беспокойным” характером в плане стремления к использованию нестандартных, но эффективных мер, средств, методов социальной помощи, коррекции, реабилитации человека. Он в постоянном поиске оптимальных методов социальной работы, стремится изучать, опыт своих коллег, отечественный и зарубежный опыт. Его коллеги иногда не видят в нем каких- либо ярких профессиональных черт, но вместе с тем он все же персонифицирует ту или иную профессиональную стратегию.

Новое в его деятельности присутствует настолько, насколько он улучшает и дополняет традиционные пути, средства и методы (технологии). Его новаторство носит модифицирующий характер.

Специалист-новатор, обладающий определенной профессиональной позицией, заметен в своей профессиональной среде, он как бы символизирует ее, выступает ее идеологом. Социальный работник такого типа, отбирая все интересное и полезное (из опыта, литературы, печати), для эффективности своей деятельности как бы вырабатывает профессионально-личностную концепцию своего труда, сочетая при этом систему ценностей личностных и профессиональных.

Данная позиция выражает яркое сочетание индивидуальности и мастерства специалиста в работе. Новаторство как показатель профессионализма относится в этом случае к комбинаторному типу инновационного потенциала.

Важно отметить и радикальный уровень новаторства, который встречается редко в социальной работе. Такой специалист придает профессиональной деятельности иное качество. Он отрицает привычные виды, формы и методы социальной работы с клиентом, семьей, группой лиц и т.д. Эта личность – “исключение из правил”, ориентированная на кардинальные изменения выработанных, традиционных подходов в деятельности. Все это соответствует характеристике радикального новаторства.

Интересно
Известно, что объективность в оценке профессионализма личности и деятельности возможно при наличии и использовании различных параметров. Нам представляется, что рассматриваемые ниже показатели профессионализма могут быть названы как дополнительно-сопутствующие. Но вместе с тем они позволяют характеризовать личность профессионала и его деятельность в большей мере как личностно-технологический показатель деятельности специалиста социальной работы.

Показатель владения практическим контролем и самоконтролем результативности процесса социальной помощи, коррекции, реабилитации человека, клиента носит профессионально-технологический, исследовательский характер и взаимосвязан с развитием профессионального сознания и самосознания социального работника.

Показатель профессионального сознания и самосознания социального работника, адекватности его поведения в различных производственных ситуациях означает открытость личности специалиста для самопознания, саморазвития, саморефлексии, самооценки, самокритичности.

Умение анализировать себя, свои действия и поступки, осознавать результаты, успехи, недостатки и неудачи – необходимый компонент наличия профессионализма личности и деятельности.

В ряде зарубежных исследований актуализируется и такой показатель профессионализма, как профессиональная объективность и нейтралитет. Если социальный работник слишком “солидаризируется” с ситуацией клиента, то существует опасность потерять перспективу и объективность в отношениях, в поиске и определении оптимальных методов и приемов социальной помощи человеку. И наоборот, недостаточная заинтересованность социального работника в решении проблемы клиента не вызывает у него эмоциональную энергию, необходимую для изменения, разрешения или выхода из данной ситуации. Профессионализм социального работника выражается в умении сохранять баланс контролируемого эмоционального включения в практическую ситуацию.

Следующий существенный показатель профессионализма социального работника заключается в предвидении, активизации и использовании возможностей клиента, механизмов (технологий) включения самопобудительных, самостимулирующих средств, форм, методов клиента, помощь в их эффективном применении для решения той или иной проблемы. Профессионализм социального работника заключается не столько в привнесении нуждающемуся человеку средств помощи “извне”, сколько в умении помочь включить его собственные ресурсы, потенциалы выхода из создавшейся сложной ситуации.

Социальная работа не только профессия, но и состояние души. Некоторые специалисты рассматривают ее как призвание, которое дает чувство причастности и преданности этой работе, без которого невозможно или очень трудно выдержать общение со страдающими людьми, с людьми, которые столкнулись с проблемами, подчас неразрешимыми, с людьми, которые в своей жизни испытали много потерь.

Самодвижение личности к вершинам профессионализма включает пять основных стадий (по Э. Зееру):

  1. Оптация – формирование профессиональных и личностных намерений, осознанный выбор профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей.
  2. Профессиональная подготовка – формирование профессиональной направленности и системы профессиональных знаний, умений и навыков, приобретение опыта теоретического и практического решения профессиональных ситуаций и задач.
  3. Профессиональная адаптация – вхождение в профессию, освоение новой социальной роли, профессиональное самоопределение, формирование личностных и профессиональных качеств, опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности.
  4. Профессионализация – формирование профессиональной позиции, интеграция личностных и профессионально важных качеств и умений в относительно устойчивые профессионально значимые образования, квалифицированное выполнение профессиональной деятельности.
  5. Профессиональное мастерство – полная реализация, самоосуществление личности в профессиональной деятельности.

В настоящее время в большинстве стран мира выделяются следующие профессиональные роли социального работника:

  • определитель клиента (Outreach Worker) – устанавливает людей, группы людей, испытывающих трудности или находящихся в состоянии риска. Цель – обнаружить, выявить условия окружения, создающие проблемы;
  • оцениватель (Evaluator) – собирает информацию, оценивает проблемы людей, сообществ. Цель – собрать и обработать информацию;
  • менеджер информации (Data Manager) – классифицирует и анализирует полученные о клиенте данные. Цель – помочь в принятии решений для действия;
  • брокер (Broker) – направляет людей в службы, решающие проблемы клиента. Цель – скоординировать работу социальных служб, дать возможность людям использовать их потенциал;
  • посредник, буфер (Mediation) – находится между конфликтующими сторонами: двумя людьми, человеком и группой или двумя группами. Цель – снять разногласия и научить людей работать вместе продуктивно;
  • мобилизатор (Mobilizeг) – организует действие групп людей для решения проблем. Цель – объединить усилия клиентов в решении проблем;
  • адвокат, защитник (Advocate) – борется за права людей, нуждающихся в помощи. Цель – повысить качественное обслуживание, помочь клиентам, внести изменения в законы и сложившуюся практику социальной работы;
  • учитель (Teacher) – передает людям информацию и знания. Цель – помочь людям в развитии умения самостоятельно решать свои проблемы;
  • корректор поведения (Behaviour Change) – вносит изменения в поведенческие стереотипы, навыки и восприятия людей или групп. Цель – психолого- педагогическая поддержка клиента;
  • проектант сообществ (Community Planner) – помогает в планировании групп, агентств, служб, правительств, разработке и реализации программ их деятельности. Цель – программирование социальной работы;
  • консультант (Counsultant) – оказывает помощь другим социальным работникам или службам. Цель – помощь в улучшении умения профессионалов социальной работы решать проблемы клиентов;
  • администратор (Administrator) – обеспечивает организационную и финансовую помощь учреждению или сообществу. Цель принятие управленческих решений.

Профессиональное развитие социального работника во многом зависит от уровня знаний, воплощающих в себе методическое мастерство.

Специалист в области социальной работы должен знать понятия и категории, принципы и закономерности, формы и уровни, специфику познания, прогнозирования и проектирования социальной работы; ее сущность, содержание, инструментарий, методы и виды технологий в различных сферах жизнедеятельности и различными лицами и группами населения; профессионально-этические, организационноуправленческие и экономические основы и проблемы социальной работы; основы психологии, виды и технологии психосоциальной работы; основы педагогической теории и деятельности, основные формы и методы социально-педагогической работы в социальных учреждениях и службах.

В России существует сложная система тарификации работников. В области социальной работы могут быть профессионалы с разным уровнем квалификации. В данной сфере существуют исполнители (социальные работники), осуществляющие социальное обслуживание населения, и специалисты (эксперты), выполняющие управленческие функции. Требования к их профессиональному мышлению существенно отличаются.

Общее требование, объединяющее всех работающих в социальной сфере, – это способность к “принятию” клиента, уважение его прав и толерантность по отношению к нему.

Имеются и существенные отличия в требованиях к социальным работникам различного уровня. Специалистов необходимо ориентировать прежде всего на выполнение функций целеполагания, проектирования, моделирования, планирования и контроля. Низший (по тарифной сетке) уровень социальных работников должен осуществлять коммуникацию, поддержку, организацию и исполнение в непосредственном контакте с клиентом. Исполнитель больше подвержен синдрому эмоционального выгорания, поэтому его надо обучать выдерживать стресс. Таким образом, при подготовке исполнителя необходимо делать акцент на формировании навыков.

Формирование мыслительной деятельности должно опираться на иерархическую модель организации продуктивного мышления И. Н. Семенова. Модель И. Н. Семенова включает в себя четыре уровня: операциональный, предметный, рефлексивный и личностный. Исполнитель функционирует на операциональном уровне, выполняя заученные алгоритмы поведения, но как только ситуация меняется, его деятельность нарушается.

Настоящий специалист понимает цель деятельности и способен менять способы осуществления деятельности в соответствии с изменяющимися условиями. Важнейшей характеристикой хорошего специалиста является его способность к рефлексии, умение соотнести полученный результат с целью деятельности и понять причины профессиональных затруднений. Так, специалист может прогнозировать формирование иждивенческих настроений в определенной группе населения, получающей помощь.

Личностный компонент профессионального мышления – это осмысленность и осознанность познавательной деятельности, которые проявляются:

  • во включенности человека в ситуацию поиска решения и соблюдении инструкций;
  • возникновении внешней мотивации и се перерастании во внутреннюю;
  • оценивании собственных усилий и самочувствия, в стимуляции эмоционального тонуса и самоконтроля.

Рефлексия – это осмысление субъектом собственного поискового движения через фиксацию “разрывов”, оценивания их “размера” и создания средств для их конструктивного преодоления.

Движение мысли осуществляется по иерархически соподчиненным уровням, где вершину иерархии образуют личностный и рефлексивный, а основание – предметный и операциональный уровни. Предметный уровень отражает проблемную ситуацию задачи, а операциональный обеспечивает использование оперативных систем, позволяющих выполнять действия со знаками.

Профессиональное мышление предполагает способность свободно переходить от операционально-предметных компонентов деятельности к осознанию собственной мотивации, пониманию противоречий и способность в стимуляции эмоционального тонуса и самоконтроля.

На общем уровне в социальной работе можно выделить два основных подхода к клиентам и их проблемным ситуациям: технический подход и коммуникативный подход. При техническом подходе социальный работник осуществляет корректирующие интервенции в жизненные ситуации клиента. При коммуникативном подходе социальный работник устанавливает коммуникативное взаимодействие и основанное на нем сотрудничество с клиентом. Социальный работник вместе с клиентом решает или облегчает проблемную ситуацию.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)