Проблемы здоровья и здорового образа жизни в контексте российской культуры

Интерес к здоровью и здоровому образу жизни закономерен для России. Забота о здоровье берет начало в народной культуре. Как народная песня не утеряла своего значения для современного музыкального творчества, так и самобытные народные подвижные игры, развлечения, пляски, русская закаливающая баня и купание занимали определенное место в системе физического воспитания. Народная мудрость вошла в такие памятники отечественной медицины и педагогики, как «Поучение» Владимира Мономаха (XI в.), «Домострой» (XV-XVI вв.), «Гражданство обычаев детских» Епифания Славинецкого (XVI I в.), «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению» (1717), «Регламент, или Устав духовной коллегии» Феофана Прокоповича (1721). Например, в «Регламенте» указано, что «школы следует размещать не в городе, но в стороне, чтобы в уреченные часы всяк делал что должно», чтобы «на всяк день два часа определить на гуляние… по обеди и по вечери… с играми честными и телодвижными».

Однако лишь с середины XVII I в. из-за высокой детской смертности и заболеваемости вопросы здоровья начинают занимать особое место в отечественной медицине и педагогике.

Впервые на государственное значение вопроса охраны здоровья и здорового образа жизни обратил внимание М. В. Ломоносов. В письме к И. И. Шувалову в 1761 г. он ставит этот вопрос так: … Начало сего полагаю самым главным делом: сохранением и размножением Российского народа, в чем состоит величество, могущество и богатство всего государства.

А в регламентах московской и академической гимназий мы находим указания М. В. Ломоносова по организации правильного режима питания и его полноценности, распорядку дня и расписанию занятий, о медицинской помощи учащимся.

Вопросами охраны здоровья активно занимались первые русские профессора энциклопедисты (С. Г. Зыбелин, Н. М. Максимович-Амбодик, С. Ели, А. П. Протасов). В своих работах они заложили основы физического воспитания и закаливания, питания и гигиены детей. В образовательных учреждениях их идеи развивали  такие общественные деятели, как И. И. Бецкой, Н. И. Новиков, А. Н. Радищев. И действительно, это было здоровое поколение.

Так, И. И. Бецкой выдвинул идею о закрытых учебных заведениях, где были бы созданы все необходимые условия для развития ребенка. Под его непосредственным руководством были открыты Московский и Петербургский воспитательные дома, Смольный институт благородных девиц и учебные заведения для кадетов. В планах, разработанных И. И. Бецким для этих учреждений, даны советы по организации питания, сна, выбору одежды, содержанию жилища, закаливанию и физическому воспитанию.

Н. И. Новиков в статье «О воспитании и наставлении детей для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия» (1788) ставит вопрос о гармоническом сочетании умственного и физического образования и их объеме в зависимости от возраста ребенка.

А. Н. Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву» обращает внимание не только на просвещение русского народа, но и на охрану здоровья подрастающего поколения. Он дает ценные советы по питанию детей, личной гигиене, физическому воспитанию, закаливанию, физическому труду.

С конца XVII I — начала XIX в. большое значение приобретает практическая деятельность врачей закрытых детских учреждений. Они не только занимались лечением больных учащихся, но и проводили гигиенические мероприятия, следили за режимом дня, питанием, физическим воспитанием детей, условиями обучения и проводили мероприятия по борьбе с заразными болезнями, тем самым прокладывая первые пути здорового образа жизни.

В середине XIX в. отечественная медицина и педагогика продолжают развиваться в том же направлении. Имеющиеся данные свидетельствуют, что в этот период охрана здоровья учащихся включала пропаганду знаний о здоровье и здоровом человеке и практические меры по организации здорового образа жизни в образовательных учреждениях.

Наиболее яркие представители науки и практики второй половины XIX в. — Э. Бок, Г. А. Захарьин, С. П. Боткин, Ш. Отто, С. Ф. Хотовицкий, Н. И. Быстров, К. А. Раухфус, И. М. Сеченов, Н. И. Пирогов, Н. К. Добролюбов, Ф. Шольц. Их деятельность способствовала выдвижению проблематики здорового образа жизни на первый план, стали более широко рассматриваться понятие «здоровье» и вопросы влияния на организм человека факторов окружающей среды, стихийных сил природы, Космоса. Так, появились исследования о способах адаптации организма к изменяющимся внешним условиям и космическим воздействиям. Труды ученых привлекли внимание различных слоев российского общества к проблеме здоровья нации, в том числе подрастающего поколения, и обозначили приоритеты в отечественной науке на рубеже веков.

На рубеже XIX-X X вв. выпускается очень много научно-популярной литературы, посвященной пропаганде здорового образа жизни, санитарно-гигиеническим аспектам здорового образа жизни, вопросам гармонии человека с самим собой и миром (Ш. Северин, 1901; Гоппе-Зейлер, 1905; Л. И. Ляховский, 1910; Л. Гданский, 1910; Т. С. Клеустон, 1910; С. Ершов, 1911; П. И. Орлов, 1912; 3. Бертух, 1912; П. Зиттлер, 1914; А. Гамалей, 1915; О. Бронштейн, 1918 и др.).

В 1898 г. в России впервые переводится учебное пособие «Первые понятия о том, как живет наше тело, что для него вредно и полезно», которое ориентирует учащихся на изучение собственного организма. Проблемам антиалкогольного воспитания учащейся молодежи были посвящены работы Г. Ф. Маркова (1912), Л. Линдрума (1913) и др. В первой российской Сергиевской школе в тот период проводилась апробация предлагаемых учеными воспитательных приемов, создавались первые педагогические рекомендации по методике обучения трезвости. Создание здоровой атмосферы в учебных заведениях издавна рассматривалось как неотъемлемая и важнейшая предпосылка формирования здорового образа жизни населения. В 1914 г.  С. Успенский написал «Школу трезвости. Популярный учебник трезвости для начальных училищ». Это были популярные беседы, конечная цель которых — закрепить в сознании учащихся гибельные последствия потребления спиртных напитков и положительные качества трезвости. Введение к элементарному курсу алкоголеведения освещало такие вопросы: для чего человек ест; давались краткие сведения о существе полезных (вода, молоко) и вредных веществ (алкоголь, спирт, которые изготовители, не стесняясь, «сдабривали ядовитыми маслами и составами,  лишь бы достичь желанного вкуса и цвета»).

Приводилось большое количество народных пословиц и поговорок, например «Дружба с хмелем до добра не доводит», «Хмель головой высок, а ногами жидок», «Кто водку любит, тот сам себя губит» и др. Знание, доводимое до сознания ребенка, выполняло двойную роль: формировало, с одной стороны, психологию неприятия губительных «возможностей» алкоголя, а с другой — мир здоровой семьи (через детей). Особый интерес представляет сборник задач противоалкогольного содержания.

Так, в работе В. Бехтерева «Личность и условия ее развития и здоровья» красной нитью проходит мысль о зависимости здоровья детей от условий работы в школе. Ученый делает вывод, что «рациональное воспитание должно развивать в ребенке тот бодрый дух, который столь необходим в борьбе с житейскими невзгодами». Следовательно, уже на рубеже нового века существовала научно обоснованная точка зрения на роль школы и учебных заведений в создании условий для воспитания в ребенке бодрости духа, что немаловажно для формирования здорового образа жизни в целом, ибо, как говорит народная мудрость, здоровый дух присущ именно здоровому телу.

Исследователь В. Фармаковский (1895) особо подчеркивал, что … школа должна быть приятно и эстетически обставлена, чтобы влиять на добрые нравы и вкусы детей, а поэтому она должна напоминать не аравийскую пустыню, а библейский эдем.

Иным и словами, в школе должны создаваться все условия для душевного комфорта, а также для эстетического развития детей, и занятия следует проводить в атмосфере благожелательности, тем самым прививая детям основы этики взаимоотношений — «добрые нравы». В рекомендациях В. Фармаковского, безусловно, просматриваются попытки побудить учителей к воспитанию неотъемлемых принципов здорового образа жизни — такими средствами, чтобы дети сами стремились к красоте, ко всему нравственному.

Исследователи В. Рахманов (1904), А. А. Соловьева (1910), В. И. Бывальневич (1912) и др. разрабатывали основные вопросы семейного воспитания и его влияния на формирование потребности в здоровом образе жизни у детей.

М. И. Покровской (1901) была предпринята попытка привлечь внимание учителя к необходимости формирования здоровых привычек у школьника, что должно содействовать его воспитанию в духе принципов здоровья, а И. П. Мюллер (1911) разработал естественную систему укрепления здоровья детей и предотвращения их заболеваний.

Особое значение имеют работы П. Ф. Лесгафта. Создавая свою систему физического воспитания, он исходил из положения «о постоянной потребности организма изменять свои формы в определенном направлении в зависимости от упражнений». В «Руководстве по физическому образованию детей школьного возраста» (1904) П. Ф. Лесгафт изложил систему физического воспитания, где предлагал использовать упражнения, которые обеспечивали активное участие всех групп мышц и благотворно влияли на растущий организм. Из этого принципа впоследствии исходили В. В. Гориневский и В. Е. Игнатьев, создавая собственную систему физического воспитания детей.

Новый этап развития науки в обозначенной области приходится на 20-е гг. нашего столетия и на предвоенный период. Увеличивается количество научно-популярных изданий, посвященных влиянию на здоровье различных факторов окружающей среды, изучаются адаптационные механизмы человеческого организма в условиях изменяющейся биосреды: В. Р Эккодт (1922), Саркизо-Серазини (1925), М. Бронт (1930), И. Л. Баумгольц (1936), П. Г. Мезерницкий (1937). Однако полученные данные не нашли отражения в методической литературе для учебных заведений педагогического профиля.

Тот же период отмечен появлением работ, в которых рассматривается зависимость процесса формирования здорового образа жизни школьников от уровня развитости их сознания, от фактора воли (И . Т. Назаров, 1929; А. Е. Адрианова, 1941 и др.). В этом плане особенно интересны разработки И. Т. Назарова. В своей публикации «Культура воли. Система самовоспитания здоровой личности» (Л.: Труженики печати, 1929) ученый отводит учителю роль ответственного за воспитание в ребенке силы воли, которая, по мнению автора, является необходимым условием как для формирования положительных целевых установок личности в отношении здорового образа жизни, так и для совершенствования адаптационных возможностей организма, помогающих сохранять здоровье в экстремальных условиях, т. е. «приспосабливаться в любой среде обитания». И. Т. Назаровым предложены рекомендации по укреплению нервной системы ребенка, в частности через специально подобранную систему активных гимнастических упражнений, улучшающих координацию, повышающих работоспособность, доводящих почти до автоматизма реакцию нервной системы организма на изменение ситуации. Несомненная ценность этой работы И. Т. Назарова состоит в том, что в ней предлагаются довольно интересные пути и средства воспитания здоровой личности с «идеальной» нервной системой.

Однако в отечественной медицине и педагогике этого периода не ставились вопросы морали и нравственности и их влияния на психосоматику индивида, формирование личности и индивидуальности.

Педагогические идеи Вл. Соловьева о воспитании личности в сопричастности с миром, о помощи человеку в духовной адаптации не только в сфере межчеловеческих отношений, но и в сфере взаимоотношений с природой и космосом, о воспитании ответственности за все сферы мировой жизнедеятельности и осознании своего места и роли во вселенной, а также принципы образования (В. В. Розанов определял их как принцип индивидуальности, целостности и единства) стали осмысливаться и претворяться в различных интегрированных курсах (например, валеология) только в современной школе. Но на Западе еще в довоенное время эти идеи нашли отражение в трудах эмигрировавших российских философов и педагогов, таких как С. Л. Франк, В. В. Зеньковский, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев и др.

В частности, С. Л. Франк говорил о воспитании личности в коллективе, основываясь на ее общественной ценности, уважении к личности независимо от национальной, расовой, религиозной принадлежности; о решении в области образования и воспитания общечеловеческих проблем, связанных с болью и заботой обо всем человечестве (например, экологический кризис); о построении педагогических отношений, способных противостоять насилию тоталитарной идеологии и направленных на создание «одушевленного общества». Он разрабатывал идеи Вл. Соловьева в области антропологии. «Только Франк договорил до конца, довел до предельной четкости учение о человеке в рамках системы Всеединства, и в этом его громадная заслуга», — писал о нем В. В. Зеньковский (Психология действа. — Екатеринбург: Деловая книга, 1995).

Причины кризисов в рамках взаимоотношений общества с природой русский философ видел в отказе от ответственности за судьбы мира, в забвении нравственного долга человека перед природой, что в современной системе хозяйствования привело к хищническому истреблению среды существования.

С. Н. Булгаков в работе «Основные проблемы теории прогресса» [Соч.: В 2 т. — М.: Наука, 1993] критикует идею достижения всеобщего счастья, «купленного чужим потом и кровью», через удовлетворение материальных потребностей и выдвигает собственную теорию прогресса. Он формулирует основные посылки теории прогресса, разрабатывает проблемы свободного развития личности как идеала общественного развития; нравственной свободы личности как условия автономной нравственной жизни; абсолютной ценности личности и идеальной природы человеческой души, добра как нравственного миропорядка. Психолого-педагогическая значимость работ С. Н. Булгакова в том, что он выделил тему гармонии развития человеческой личности, природы и общества, проблемы взаимоотношения человека с его хозяйственной деятельностью; рассматривал пути развития общества и общественных ценностей, проблемы нравственной свободы и самоограничения личности.

Тема гармоничного развития природы и общества волновала и Н. А. Бердяева. Гармония в природе и обществе — объективная закономерность движения и развития материи как всеобщей субстанции. Однако она постоянно нарушается. В отличие от природы, которая хотя и медленно, но восстанавливает нарушенное общество, индивиды подчас могут играть резко отрицательную роль, поэтому исключительно важная черта духовного развития личности — воспитание чувства гармонии, стремление к ней в решении проблем содержания общечеловеческих ценностей, соотношения нравственности и политики, национального и интернационального.

В наиболее зрелой, поздней работе «Самопознание» (Бердяев Н. А. Собрание сочинений: В 3 т. Т. 2. — Париж, 1985) автор разрабатывал темы о природе человеческого существования и смысле жизни человека; о гармонии человека и среды, о свободе и ответственности человека перед миром, о путях к достижению личностью целостного образа, о любви как основе духовного смысла жизни.

Во второй половине 1940-х и в начале 1950-х гг. все более прочные позиции в системе отечественных воспитательных и образовательных учреждений завоевывает гигиенический аспект здорового образа жизни, что диктовалось, надо признать, суровой объективной необходимостью того периода. И. И. Мильман, основоположник советской системы гигиенического воспитания учащихся, еще в 1920-е гг. приступил к разработке уроков здоровья, так как считал учителя главной фигурой в процессе обучения всех школьников «технике выполнения гигиенических навыков». Его учениками и последователями была написана серия учебных пособий, разъясняющих роль личной и социальной гигиены, а также практической области ее применения — санитарии — в деле сохранения работоспособности и здоровья человека, предупреждения болезней и увеличения продолжительности жизни. Среди авторов более позднего периода следует отметить И. И. Шувалова (1959), С. А. Аптаева (1964), В. А. Холодову, Т. В. Благодарову (1971), В. Н. Кудинова (1974) и др. Во многих публикациях значительная роль в привитии детям навыков здорового образа жизни отводится воспитанию их в семье, подчеркивается необходимость создания условий для здорового быта, но авторами не разработаны ни концепция, ни конкретный механизм формирования здорового образа жизни школьников.

В многочисленных исследованиях этого периода делается попытка привлечь внимание работников просвещения к вопросу о необходимости создания оздоравливающей атмосферы в школах и иных воспитательно-образовательных учреждениях (М. А. Антропова, 1958; А. А. Гджанский, 1965; В. К. Шурухина, В. В. Волков, 1964 и др.).

В конце 1980-х и в 1990-е гг. колоссально меняются как количественные, так и качественные параметры исследований, посвященных здоровью и вопросам организации здорового образа жизни детей и учащейся молодежи, детально разрабатывается и широко освещается в печати целый ряд непривычных или, точнее, ранее неприемлемых для нашей научной литературы тем и проблем, которые прежде либо стыдливо замалчивались (вопросы полового воспитания), либо нивелировались, низводились до уровня «отдельных проявлений», совершенно «нетипичных для советского образа жизни». Считалось, что в нашем обществе «нет гносеологических корней» для «язв капитализма»: детской преступности, детской наркомании, алкоголизма и т. п.; что среди наших школьников, которым обеспечено «счастливое детство», нет проблемы таких заболеваний, как туберкулез, астма, онкологические заболевания, как болезнь беспризорных и неустроенных детей — педикулез, свалившаяся «вдруг» на миллионы детских головок в дошкольных учреждениях и школах. Наступившее отрезвление, осознание всей глубины и серьезности громадного количества проблем, ставящих под угрозу будущее наших детей и юношества, заставило ученых во весь голос заговорить о неблагополучии в этой области воспитания и образования, о необходимости не только искать, но и находить пути и средства для выхода из сложившейся ситуации.

Однако без участия самого человека эти проблемы не решить.

Проблемам сохранения психического здоровья учащихся, методам коррекции психофизических отклонений, резервам повышения резистентности организма и устойчивости психики, нервной системы детей, активизации защитных механизмов детского организма, повышению работоспособности школьников , профилактике вредных привычек и другим не менее важным вопросам посвящены труды целого ряда ученых: К. В. Динейки, Г. Г. Демиргогляна, В. Ф. Матвеева, А. А. Гройсана, В. Г. Запорожченко, Г. Г. Мусалова, В. П. Дядичкина , А. А. Козлова, В. Ф. Базарного и др.

Особый интерес представляют работы С. Б. Мельникова (1989), Ю. Е. Дворянина (1991) и В. И. Аверкова (1991), в которых рассматриваются проблемы формирования психофизической защиты организма, индивидуальные программы тренировок, направленных на раскрытие оздоровительных возможностей человека и на саморегуляцию, но, к сожалению, эти работы остаются лишь в поле зрения специалистов.

Также с сожалением приходится констатировать, что при всем многообразии научных разработок и большом количестве проведенных исследований их результаты, выводы и рекомендации фактически не нашли отражения в содержании программ, учебных планов и квалификационных характеристиках педагогических вузов, не послужили толчком к радикальному пересмотру существующей практики подготовки педагогических кадров, не привели к созданию единой и стройной системы «вуз — школа — семья», в рамках которой удалось бы обеспечить преемственность и взаимодействие составляющих в столь важном и общем деле оздоровления нации. Настал момент истины: здоровый образ жизни — это новая психология человека третьего тысячелетия, именно поэтому сущность и функции здорового образа жизни отличаются от традиционных представлений о здоровье индивида. Обеспечить его может только сам человек.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)