Проблемы семейных отношений и изменения функций семьи

Существуют проблемы семьи.

Рассмотрим главные из них, отмеченные социологией этого направления:

  • снижение уровня браков;
  • возрастание числа разводов и супругов, живущих отдельно;
  • увеличение числа совместно проживающих пар, официально не вступающих в брачные отношения;
  • увеличение числа детей, родившихся вне брака;
  • возрастание числа семей с одним родителем (обычно женщиной);
  • уменьшение уровня рождаемости и размеров семьи.

Отношения супругов могут стать непреодолимой проблемой: конфликты из-за ролевых обязанностей, дурные привычки (пьянство, курение и т.д.), конфликты из-за родственников по той или иной линии («проблема тещи»).

Как считают многие авторы, основные проблемы современной семьи связаны с изменившимся личностным уровнем женщины в семье, резко возросшим, с одной стороны, ее эгоизмом.

С другой стороны, неподготовленностью к этим изменениям психологии многих мужчин, живущих патриархальными представлениями, – все это подорвало прежнюю патриархальную семью.

Есть точки зрения (в рамках патриархальной семьи, конечно) на то, что «семья» и наличие двух «личностей» не совместимы.

Всегда возникают проблемы, когда в семье две яркие личности, а они не могут не быть в определенной мере антагонистами.

Только уступки с обеих сторон в этой связке способны сохранить семью, однако к этому оказываются не готовы обе стороны:

  • мужчины из-за того, что не способны перестроиться и отказаться от принципов прежней патриархальной семьи;
  • женщины – в силу того, что не научились ограничивать себя в потребностях и возможностях.

В итоге личность, которая, как известно, пришла на смену религиозному человеку, верившему в Бога, видевшему в нем источник жизни и закон, теперь такая личность сама считает себя божественной персоной и любит себя больше всего на свете.

И даже психологически многие личности не опираются на Бога, как это было прежде, не сравнивают свои действия с его критериями жизни. А значит, возникает своеобразное и не безопасное понимание свободной личности, ничем не ограниченной: зачем такой вторая половинка?

Данная ситуация дополняется тем, что семья перестала быть главным, а прежде и единственным социальным институтом социализации подрастающего поколения.

Изменился и экономический фактор, который соединял семью. Теперь члены семьи трудятся вне дома, а экономическая роль семьи сводится лишь к трате денег, заработанных кормильцем. Это обычная причина для многочисленных конфликтов в семье.

Интересно
Конечно, у современной семьи есть альтернативы: совместная жизнь без официального оформления семейных отношений; создание коммуны или даже нестандартные формы семейных отношений, которые в целом ряде стран уже во многом признаны государством.

Однако эти формы – не панацея от всех бед, и проблемы нередко возникают не малые. Например, при распаде семьи, не имевшей зарегистрированных брачных отношений, в первом случае, у одной из сторон могут возникнуть реальные трудности получить права на детей или имущество.

Во-вторых, в коммунах, которые в США особенно заметно развивались в 60-70-х гг. XX в., мужчины еще быстрее бросали женщин и переходили от одних женщин к другим.

Кроме того, оказывается, что в такой семье более ослаблена тяга мужчины к детям, рожденным в коммунах, хотя он и знает, что он отец ребенка. Возможно, это происходит потому, что в коммуне теряются личностные принципы, ибо в них заботу о детях (не только своих) проявляют все взрослые.

Строго по Фрейду, главная проблема современной семьи заключается в том, что изменились семейные статусы, которые ныне не поддерживают прежние взаимоотношения, а наоборот способствуют их развалу.

В соответствии с «комплексом Эдипа», прежде сын якобы боялся отца и тайно испытывал влечение к своей матери, а дочь, наоборот, – к отцу. Но это происходило в определенный возрастной период, именно в патриархальной семье.

Но теперь произошла смена ролей, в результате чего часть мужских функций оказались у женщин, подорвав роль мужчины, и получилось, что теперь уже дочь не может, как прежде, любить отца и ревновать мать (потому что он не хозяин и не господин).

Интересно
Но когда она становится взрослой, ей приходится самой вести хозяйство, воспитывать детей и почти никакой помощи от мужа. Остается самой утверждаться в роли мужчины. И поэтому любит современная женщина больше себя, чем мужа.

В свою очередь, наоборот, сын теперь любит сильную мать и может пожалеть слабого отца (тот ему не соперник). Если возникает такое представление, которому нередко еще мать помогает, то, как следствие, развитие в мальчике женского начала, которое в мужчине может проявляться и в том, что он больше любит себя, чем жену.

Так, строго по Фрейду, рождается эгоизм молодых людей и основа для распада семьи.

Тем не менее, как считают оптимисты, признаков уничтожения семьи как общественного института все же нет.

Речь лишь идет о том, что старая, патриархальная семья, основанная на прежнем господстве мужчины как главного добытчика и кормильца, а женщины как домохозяйки и воспитательницы детей с вместе или близко живущими родственниками, уходит в прошлое.

Изменение ролевых функций неминуемо вызовет и новые функции семейных отношений, точнее придаст им новые формы, ибо функции воспроизводства и воспитания детей, так или иначе, остаются.

Данные статистики и социологических исследований зафиксировали следующие тенденции в развитии семьи:

  • массовая нуклеаризация семьи, уменьшение доли семей, состоящих из трех поколений;
  • увеличение доли престарелых одиночек, получающих уход вне семей их взрослых детей;
  • снижение брачности и увеличение доли нерегистрируемых сожительств и удельного веса незаконнорожденных детей в этих сожительствах;
  • увеличение доли матерей-одиночек (материнство вне брака), рост доли “осколочных” семей с одним родителем;
  • распространение повторных браков мужчин и в меньшей степени женщин и соответственно семей, где один из родителей не является кровным для ребенка (воспитывает не «своего» ребенка);
  • увеличение доли семей смешанного типа, где имеются дети от повторного брака, и от первых браков каждого из супругов;
  • массовая малодетность и однодетность семей.

Замечено также, что прочные браки создаются сегодня не тогда, когда люди ищут свои противоположности, а, скорее, когда другой человек способен тебя дополнить, создавая относительное единство: в чем-то он силен, в чем-то она, и они друг друга дополняют, чувствуя важность и нужность друг друга.

Это, кстати, основа внутреннего ощущения равенства, ибо, как только возникает ощущение неравенства в отношениях, такой брак в современных условиях становится обреченным.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)