Проблема субъективной значимости, удовлетворенности трудом и трудовой мотивации

Для современного психолога-практика и профконсультанта важно понимать, каким образом составляется грамотное описание различных видов профессионального труда, какие общие характеристики используются для полного рассмотрения профессий. Помимо использования готовых описаний профессий (профессиограмм) профконсультанту следует быть готовым к самостоятельному выделению и описанию особенностей профессий, характерных для конкретных условий своего города или региона и не представленных в профессиограммах для всеобщего пользования. Кроме того, в ряде случаев возникает необходимость самостоятельного рассмотрения отдельных (особо интересных) профессий совместно с клиентом.

В самом общем виде профессиограмма определяется как “описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности”, сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач.

Важным понятием в психологии труда является психограмма, понимаемая как выделение и описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности. Данные качества называются профессионально важными качествами – ПВК.

В современной профессиографии существует еще одно важное понятие – системная профессиограмма, рассматриваемая как сама технология психологического изучения субъекта труда, в которой как бы соединяются собственно профессиограмма и психограмма (на основе описательно-технологических характеристик профессии по определенной схеме как раз и выделяются профессионально важные качества для данной профессии).

На основании целей и задач, для решения которых предназначены те или иные описательные системы профессий, Е.М. Иванова выделяют следующие типы профессиограмм:

  • Информационные профессиограммы.

Предназначены для использования в профконсультационной и профориентационной работе для информирования клиентов о тех профессиях, которые вызвали у них интерес).

  • Ориентировочно-диагностические профессиограммы.

Служат для выявления причин сбоев, аварий, низкой эффективности труда и организуются на основе сопоставления реальной работы данного человека или рабочей группы с требуемыми – эффективными – образцами организации трудовой деятельности).

  • Конструктивные профессиограммы.

Служат для совершенствования эргатической системы, на основе проектирования новых образцов техники, а также подготовки и организации труда самого персонала).

  • Методические профессиограммы.

Их можно было бы назвать и методологическими, поскольку они служат для подбора адекватных методов исследования данной эргатической системы, т.е. направлены на рефлексию и последующую организацию труда самого специалиста, составляющего профессиографическое описание конкретной работы. Поскольку речь идет о рефлексии и организации собственной деятельности психолога, то, на наш взгляд, такие профессиограммы уместнее было бы назвать “методологическими”.

  • Диагностические профессиограммы.

Их целью является подбор методик для профотбора, расстановки и переподготовки кадров (например, организация работы по схеме составления аналитической профессиограммы, где сначала исследуется профессия на нормативно-описательном, технологическом и “бюрократическом” уровне, а затем все это переводится на язык необходимых для успешной работы ПВК, для которых и подбираются соответствующие психодиагностические методики).

А.К. Маркова анализирует и выделяет следующие основные подходы к содержанию и структуре профессиограмм:

  • Комплексная профессиограмма (по К.К. Платонову, Ю.В. Котеловой и др.).

Здесь учитывается широкий круг характеристик (социальных, технических, экономических, медико-гигиенических и др.), а также указывается предмет, цели, способ, критерии оценки результатов и т.п.

  • Аналитическая профессиограмма (по Е.М. Ивановой).

Здесь раскрываются не отдельные характеристики компонентов профессии, а обобщенные нормативные показатели профессии и показатели психологической структуры профессиональной деятельности. При этом специально анализируются: объективные характеристики труда и психологическая характеристика труда, что в итоге и позволяет выделять ПВК, соответствующие данным задачам.

  • Психологически ориентированная профессиограмма (по Е.И. Гарберу).

Здесь выделяются:

  • описание внешней картины труда, трудовое поведение: фотография рабочего дня, хронометраж рабочего времени при выполнении конкретных заданий, временная динамика производственной активности, типичные ошибки и др.;
  • внутренняя картина труда: типичные реакции личности на определенные профессиональные ситуации, интегральные образования личности работника (способности, структуры научения и опыт), психические состояния (интеллектуальные и эмоциональные процессы, эмоции, воля, внимание, память, психомоторика).
  • “Модульный подход” в профессиографировании (по В.Е. Гаврилову).

Сам психологический модуль – это “типовой элемент профессиональной деятельности, присущий ряду профессий и выделяемый на основе общности требований к человеку”. Структура модуля:

  • объективные характеристики типового элемента (например, для рабочего – измерение объектов без помощи инструментов и приборов – это первая, левая часть модуля);
  • психологические характеристики требований к человеку, предъявляемые этим элементом (например, для рабочего – объемный и линейный глазомер, точность – другая, правая часть модуля). Каждая профессия состоит из нескольких модулей. Число возможных модулей меньше, чем число всех профессий, поэтому целесообразнее (и экономичнее) изучать эти модули и уже из них составлять описание самих профессий.
  • А.К. Маркова, развивая идеи “модульного подхода”.

Предлагает свой, оригинальный “задачно-личностный модульный подход” к профессиографированию. Общая схема задачно-личностного профессиографирования предполагает анализ профессии (на основе выделения профессиональных задач). Сам “модуль профессии” понимается в данном случае как “совокупность единиц объекта и субъекта трудовой деятельности”. В состав модуля входит, таким образом, “соединение не просто отдельного нормативного трудового действия и желательного психологического качества, а сочетание определенной задачи труда и связанных с ней предмета, условий, действий, результатов (левая часть модуля) с рядом психологических качеств (правая часть модуля)”.

При этом целесообразно выделять:

  • приоритетные, ядерные, стержневые профессиональные задач;
  • производные, вспомогательные задачи.

При этом А.К. Маркова выделяет основные требования к профессиограмме:

  • четкое выделение предмета и результата труда (на что направлены главные усилия человека);
  • выделение не отдельных компонентов и сторон труда. а описание целостной профессиональной деятельности;
  • демонстрация возможных линий развития человека в данной профессии;
  • показ возможных перспектив изменения в самой профессии;
  • направленность профессиограммы на решение практических задач (профессиограмма как основа профотбора, профессионального обучения, рационализации труда и др.);
  • выделение и описание различных некомпенсируемых профессиональных психологических качеств (ПВК), а также тех качеств, которые могут быть компенсированы.

Определенную дискуссию вызывает само использование понятия “модель специалиста”. В самом общем плане “модель специалиста” предполагает выделение:

  • профессиограммы;
  • профессионально-должностных требований (ПДТ);
  • квалификационного профиля (требований по разрядам, категориям).

Причем, (б) и (в) – это то, что обычно отражается в должностных инструкциях.

Кроме того, при построении “модели специалиста” выделяют:

  • Модель реально действующего, “готового” специалиста, куда входят:
  • модель деятельности специалиста (цели, задачи, действия, операции…);
  • модель личности специалиста (традиционно личность определяется “личностными профилями”, а фактически – системой ПВК).

Примечательно, что Э.Ф. Зеер, рассуждая о “готовности” специалиста, говорит об основных компонентах его профессиональной компетентности: социальной компетентности, специальной и индивидуальной компетентности. А.К. Маркова, соглашаясь с такими рассуждениями Э.Ф. Зеера, дополняет предложенную им систему профессиональной компетентности еще и экстремальной компетентностью в экстремальных ситуациях.

  • Модель самой подготовки специалиста.

Однако такие модели могут сильно варьироваться в зависимости от опыта обучающегося (или переобучающегося) специалиста, поэтому реальное построение таких моделей сильно осложнено.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)