Признаки отражения идей развивающей среды

Признаки, отражающие идеи развивающей среды, в которой живут и учатся дети, природосообразности учебно-воспитательного процесса.

Сюда же отнесен и первый признак («Школа – лаборатория практической педагогии»), так как, атмосфера творчества педагогов – важнейший фактор формирования развивающей среды.

«Новая школа» есть лаборатория практической педагогики

Она стремится играть для государственных школ роль разведчика или пионера, будучи в курсе новейших методов в психологии, которые она применяет, и современных требований умственной и материальной жизни к целям, которые она ставит перед собой.

«Новая школа» – есть интернат, ибо только полное влияние среды, в лоне которой растёт и движется ребенок, позволяет осуществлять воспитание.

Но это не значит, что она считает систему интерната идеалом, который должен применяться везде и всегда. Естественное влияние семьи, если только оно здоровое, всегда предпочтительнее влияния самого лучшего интерната.

«Новая школа» находится в деревне, потому что деревенская обстановка составляет для ребенка естественную среду. Воздействие природы, возможность предаваться простым играм и увеселениям и при этом заниматься полевыми работами делает сельскую обстановку наилучшим вспомогательным средством для физического развития и нравственного воспитания. Но для умственного и художественного развития желательна в то же время близость города.

«Новая школа» распределяет своих воспитанников по отдельным домам, где они живут группами от 10 до 15 человек под присмотром и нравственным руководством воспитателя, которому помогает его жена или другая сотрудница. Нехорошо, когда мальчики лишены женского влияния (влияния взрослой женщины) и семейной атмосферы, а именно этого им не могут дать интериаты-казармы.

Совместное обучение и воспитание обоих полов с первого до последнего года давало наилучшие результаты в нравственном и умственном отношениях, как для девочек, так и для мальчиков во всех случаях, когда оно могло осуществляться при благоприятных физических и нравственных условиях.

Интересно
В.И. Беляев отмечает, что существует противоречие, связанное с идеей интерната. С одной стороны, этот принцип указывает на необходимость воспитывать юношей вне влияния «плохого общества», а уже потом возвращать в него их зрелыми, готовыми его переделать (Руссо).

Феррьер же считает, что если влияние семьи здоровое, то она лучше всякого интерната: дети должны расти в том обществе, в котором предстоит им жить, чтобы попять его законы, учиться переделывать его и т.д. При этом на практике предлагалось полностью оградить ребят от его влияния.

Из той же идеи влияния среды и необходимости воспитывать детей природосообразно вытекает необходимость максимальной близости школы к природе, а значит деревне.

Совместное обучение мальчиков и девочек Феррьер формулирует как один из признаков «настоящей новой школы».

При этом, когда он позже приводит примеры шести наиболее известных «новых школ», в четырех случаях он отмечает однополое воспитание. Видимо, это связано с общественным мнением и тем, что в частных школах, как и школах, зависящих от церкви, прежде всего принято было обучение мальчиков.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)