Принципы, на которых построена система психологического обеспечения управления человеческими ресурсами

К их числу относятся:

  • принцип научности;
  • гуманистическая направленность психологического вмешательства;
  • культивирование полной психологической структуры труда;
  • принцип социальной равноценности всех видов труда;
  • индивидуальный подход в работе с персоналом;
  • системность, комплексность, непротиворечивость, последовательность минимизация психологического вмешательства.

Реализация этих принципов оказывается более полной, когда организация проводит в отношении к своему персоналу стратегию партнерства.

Принцип научности предполагает, что любые виды психологической деятельности должны опираться на признанный в психологическом сообществе методологический базис — сумму полученных к данному моменту времени и систематизированных объективных психологических знаний, которые являются составной частью научной картины мира. Также это означает использование признанного в психологическом научном сообществе инструментария и процедур, относящихся к получению, обработке, интерпретации психологической информации и психологической воздейственной практике. Принципы — это основные правила, которыми следует руководствоваться в определенной сфере деятельности.Принцип научности препятствует антинаучным взглядам, внедрению непрочных с научной точки зрения процедур, вмешательств, подходов.

Психолог как специалист по человеческому фактору не должен находиться под влиянием заинтересованных, но некомпетентных лиц. Получаемые психологом в ходе его служебной деятельности сведения о личных качествах, семейной, личной ситуации людей являются предметом профессиональной тайны (не примешивать сюда идею «гласности», корректное применение которой ограничено только областью политики).

Методики, приемы психологической (по содержанию) работы (психодиагностика, психокоррекция, тренинг, консультирование) предназначены только для использования специально подготовленными и аттестованными (т. е. располагающими также и необходимыми внутренними средствами деятельности) людьми.

Минимально необходимым эффектом делового контакта психолога с обслуживаемым человеком должно быть оптимистическое настроение последнего в отношении его про¬фессионального будущего, развития в ведущей деятельности.

Работа психолога направлена на активизацию человека как члена общества, его пози¬тивное развитие как субъекта деятельности.

Методологически система психологического обеспечения управления человеческими ресурсами основывается на концепции полной психологической структуры труда, разработанной Е. А. Климовым. Данная концепция, в свою очередь, базируется на представлении о системном строении трудовой деятельности человека. Именно этим обусловлен тот факт, что среди принципов психологического обеспечения упомянуто культивирование полной психологической структуры труда. Для тех, кто не имел возможности получить систематические знания по психологии труда, остановимся на этой концепции несколько подробнее.

Активность человека, использующего производственное оборудование, инструменты на штатном рабочем месте, еще не обязательно является трудом в психологическом значении слова. Последний понимается Е.А. Климовым как функциональная психическая система, характеризующаяся четырьмя признаками. Если при анализе хотя бы один из признаков не идентифицируется, поскольку отсутствуют фактические основания для этого, данная активность в психологическом смысле слова трудом еще не является.

К ним относятся:

  • более или менее ясное знание о продукте деятельности;
  • более или менее четкое осознание его социальной ценности;
  • более или менее выраженный аффективный тон соответствующих знаний представлений, образов.

Второй признак — это сознание того, что достижение социально фиксирован-ной цели обязательно. Деятельность становится трудом в том случае, когда есть не только идея обязательности, но и внешние по отношению к субъекту формы, фиксирующие цели его деятельности, и формы социального санкционирования, одобрения этих целей, что выражается в заданиях, сформулированных, утвержденных ответственными представителями общества, производственного коллектива.

Второй психологический признак труда также имеет определенную структуру, включающую следующие компоненты:

  • когнитивный, выражающийся в осознании субъектом большей или меньшей ответственности перед людьми;
  • аффективно-волевой, представляющий собой эмоциональные реакции, со-стояния, отношения, связанные с параметрами «стабильность — изменчивость» условий и процессов осуществления деятельности, соотносимыми с ее целью; например, трудящегося тревожат, волнуют факты совпадения или, наоборот, расхождения направления деятельности с ее идеальным планом.

Третий признак — сознательный выбор, применение, совершенствование или создание орудий, средств деятельности. Чем лучше трудящийся ориентируется в орудийных средствах своей деятельности — внешних и внутренних — и правилах их применения, тем с большим основанием его деятельность будет обладать психологическими признаками труда.

Третий из его признаков включает три компонента:

  • гностический (ориентировка в средствах труда, знание их тонкостей);
  • операторный (владение средствами труда, умения, навыки);
  • аффективный (положительное эмоциональное отношение к операциональной стороне труда и его средствам).

Четвертый признак — осознание межличностных производственных взаимосвязей и взаимоотношений («живых» и овеществленных).

Его компоненты таковы:

  • когнитивный (знание о соответствующих межличностных отношениях);
  • аффективный (эмоциональное его сопровождение).

Полная психологическая структура труда является залогом идентификации персонала с целями и ценностями системы, причем не только с соответствующими правами и полномочиями, но и с той ответственностью, что и выступает непреложным условием эффективной реализации требуемых функций. Именно поэтому психологическое обеспечение управления человеческими ресурсами должно быть направлено на создание условий, которые способствуют исполнению персоналом именно трудовой деятельности, а не активности, имеющей, например, сугубо эгоистическую направленность, или отбыванию им повинности.

Еще один основополагающий принцип, обусловливающий психологическое обеспечение управления человеческими ресурсами, — это принцип социальной равноценности всех видов труда. В соответствии с ним проблемы как «белых воротничков», так и «синих воротничков» одинаково важны и требуют адекватного внимания со стороны специалистов по управлению человеческими ресурсами. Этот принцип проистекает из принятия гуманистической парадигмы. Действительно, конкретный вклад различных специалистов в общее достижение организационных целей, обусловленный спецификой разделения труда, оплачивается по-разному — в зависимости от напряженности труда, степени его квалифицированности и т. д.

Но каждый участник этой цепочки «разделенного труда» — его необходимое звено, без которого качество общего результата или даже сама возможность его получения могут быть поставлены под сомнение. Разумеется, данный принцип социальной равноценности — общий для всех составляющих, что определяют систему управления человеческими ресурсами, а не только для психологического обеспечения.

Принцип индивидуального подхода в работе с персоналом нацеливает на решение проблем, которые касаются не только профессиональных, социальных групп, конкретных производственных коллективов, но и тех, что имеются у конкретного человека, и не только в организационно-производственном контексте.
Этот принцип должен реализовываться, например, при обучении или повышении квалификации персонала, когда специалисты не только передают работнику соответствующую информацию и обеспечивают условия для отработки профессиональных навыков, но и помогают сформировать индивидуальный стиль профессиональной деятельности. Другой пример — это индивидуальное психологическое консультирование работников в связи с их личными, семейными и прочими проблемами.

Принцип индивидуального подхода в работе с персоналом нацеливает на то, чтобы специалисты по управлению человеческими ресурсами «за лесом стремились увидеть конкретные деревья».
Наряду с уже рассмотренными принципами, психологическое обеспечение работы с человеческими ресурсами должно отвечать принципам системности, комплексности, непротиворечивости, преемственности и минимизации вмешательства (воздействия).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)