Применение технологии поэтапного формирования умственных действий

В качестве примера рассмотрим формирование умения умножать десятичные дроби.

Мотивационный этап. В начале урока в примеры на повторение включаем в подборку примеров на умножение десятичных дробей на 10, 100, 1000 примеры умножения десятичной дроби на десятичную дробь. Затруднение должно создать познавательную мотивацию у обучающегося.

Составление схемы ориентировочной основы действия. Выполняя серию примеров посредством рассуждений (например, «если один из множителей уменьшить в 10 раз, то произведение уменьшится в 10 раз»), получаем материал для осмысления. Дальше предлагаем обучающимся проанализировать полученные результаты и предложить способ/правило получения произведения десятичных дробей без использования рассуждений.

Следующий этап — работа с правилом. Вместе с обучающимися разбиваем правило на отдельные операции, каждую из которых в ходе формирования развернутой ассоциации будем контролировать посредством речевых и письменных «зацепок». Наше правило примет следующий вид:

«При умножении // десятичных дробей // сначала надо выполнить умножение, // не обращая внимания на запятую, // а затем в произведении отделить справа столько знаков, сколько их имеется после запятой в обоих множителях вместе».

Последнюю операцию можно разбить на более простые.

Интересно
Формирование действия в материализованной форме. Последующие тренировочные упражнения выполняются согласно правилу: каждая операция проговаривается обучающимся и подкрепляется некоторым действием. Формирование действия во внешней речи «про себя».

После выполнения серии упражнений предлагаем выполнять умножение «молча», сохраняя, однако, все попутные действия.

Применение технологии поэтапного формирования умственных действий

Формирование действия во внутренней речи. На этом этапе предлагаем подборку упражнений, которые разрешаем выполнять «молча» и без дополнительных письменных отметок в тетради. Происходит свертывание ассоциации, умение автоматизируется.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)