Применение логистики в индустрии туризма

Повышение конкурентоспособности отечественного туризма и снижение экономического риска в условиях рыночных отношений между туристскими организациями могут быть обеспечены при использовании основополагающих теоретических и практических разработок и рекомендаций логистики.

Внедрение и использование логистических технологий в туристской индустрии позволяют:

  • создавать единую систему учета и контроля формирования и движения туристского продукта;
  • сокращать временные интервалы формирования, продвижения и реализации туристского продукта;
  • автоматизировать процессы учета и контроля финансовых и информационных потоков;
  • сокращать время и повышать качество обслуживания потребителей туристского продукта;
  • сокращать объем циркулирующих в системе документов и существенно уменьшать количество ошибок в учетно-отчетной документации.

Необходимо подчеркнуть, что процесс внедрения логистических принципов управления не влечет за собой никаких нововведений и не противоречит внутренней экономической политике туристической фирмы или другого хозяйствующего субъекта, а лишь дополняет ее, выводя фирму на более высокий уровень, обеспечивающий улучшение финансового положения и микроклимата в коллективе.

Логистика как бы пронизывает всю структуру предприятия, объединяя логистические звенья в единую логистическую систему, включая менеджмент и маркетинг.

Управление деловой логистической системой – это системный принцип, охватывающий, в конечном счете, все мероприятия по использованию информации и перемещению потоков туристов по каналам фирмы.

При этом необходимо иметь в виду, что:

  • специалисты, призванные управлять этой деятельностью, должны понимать проблемы всего предпринимательства в целом и учитывать, что принятие решений в одной области (например, в области перевозок) может повлиять на логистическую систему в целом;
  • деловая логистика в туризме тесно связана с обслуживанием потребителей, учитывая предложение туристского продукта на рынке при заранее определенных затратах и параметрах обслуживания (это подразумевает наличие рыночных аспектов в логистических системах туризма);
  • основным требованием разработки эффективного управления деловой логистикой является тесная связь между процессами составления тура, продаж и оказания услуг.

В Российской Федерации сформирована национальная нормативная правовая база, позволяющая эффективно применять логистические подходы в работе туристских организаций, предприятий сферы гостеприимства и транспортных организаций. На современном этапе развития общества предпринимательская деятельность по оказанию туристских услуг является одной из самых динамичных сфер, как для национальной, так и для мировой экономики.

Интересно
Развитие туризма и туристских услуг позволяет реализовать провозглашенные Конституцией РФ права на отдых, охрану здоровья, свободу передвижения, оказывает влияние на сохранение историко-культурного наследия, оздоровление и охрану окружающей среды.

К организаторам туризма (субъектам туристской деятельности) относятся два вида предприятий: туроператор и турагент, которые осуществляют посреднические функции между потребителем и производителем услуг. Турагент – предприятие или физическое лицо, осуществляющее функции розничной продажи единичных туристских услуг и туров потребителю – туристу или корпоративным клиентам.

Туроператор – юридическое или физическое лицо, выполняющее работы по формированию (созданию или проектированию) туристского продукта, его продвижению на рынок, а также реализации.

Субъекты туристской деятельности действуют по своей воле и в своем интересе, т.е. самостоятельно формируют (туроператор), продвигают и реализуют комплекс туристских услуг, предлагают услуги потребителю. Говоря о деятельности субъектов хозяйствования в сфере туризма, следует отметить различный правовой статус туроператоров и турагентов.

Так, функции туроператора включают:

  • изучение потребностей потенциальных туристов на туры и туристские программы;
  • составление перспективных программ обслуживания, туров и апробация их на рынке с целью выявления соответствия потребностям туристов;
  • взаимодействие с поставщиками услуг на туры на договорной основе (гостиницы, предприятия питания, транспортные предприятия, экскурсионные фирмы и музеи, предприятия бытового обслуживания, местные
    власти, дирекции парков, досуговых учреждений, заповедников и др.);
  • расчет стоимости тура, транстура и определение цены с учетом рыночной ситуации, установление тарифов и цен на свои услуги по комплектации туров разного состава, классности и др.;
  • обеспечение туристов, путешествующих по маршрутам туров, всеми необходимыми материалами рекламно-сувенирного характера, специальным снаряжением и инвентарем;
  • подготовка, подбор и назначение на маршруты кадров, выполняющих функции контакта с туристами, координации и контроля над выполнением программ обслуживания (гидов-экскурсоводов, сопровождающих, инструкторов, аниматоров и др.);
  • рекламно-информационная деятельность для продвижения своего туристского продукта к потребителям;
  • продвижение и реализация туров потребителям через систему турагентств;
  • контроль над надежностью и качеством обслуживания;
  • постоянная оперативная связь с туристами во время обслуживания, решение возникающих вопросов.

В свою очередь к функциям турагентов относятся:

  • рекламная – реклама турпродукта операторов за свой счет, под свою ответственность, всеми известными и доступными способами;
  • информационная – доведение достоверной информации о турпродукте до потребителя, при этом турагент должен знать направление и уметь профессионально подать информацию о нем;
  • продажа – предварительное бронирование тура у туроператора, получение подтверждения бронирования и прием оплаты за предстоящий тур у клиента;
  • комплектующая – приобретение у туроператора и поставщиков дополнительных услуг и атрибутов комфорта;
  • турообразующая – возможность приобретения у различных туроператоров отдельных услуг и самостоятельного формирования из них турпакета (это может приносить доход в 1,5–2 раза больше агентской
    комиссии).

Таким образом, туроператор предлагает туристский продукт. Его прибыль формируется из разницы между ценовой покупки и ценовой продажи. Очень часто туроператор приобретает отдельные услуги, из которых затем формирует комплексный туристский продукт со своим механизмом ценообразования.

Всегда имеется запас турпродукта для продажи. В то же время туроператоры могут выполнять функции турагентств, т.е. заниматься продажей туров других операторов.

Турагент действует как розничный продавец, и его прибыль получается из комиссионных за продажу чужого туристского продукта. Турагент реализует туристский продукт по реальным ценам туроператоров или производителей услуг и запрашивает определенный продукт или услугу только тогда, когда клиент выражает покупательский интерес.

Условия для эффективного использования логистики в индустрии туризма в настоящее время вполне сложились благодаря следующим особенностям современного туристского рынка:

  • свободным рыночным отношениям, т.е. возможности выбирать рынки сбыта, деловых партнеров, устанавливать цены, вести коммерческую работу;
  • свободной деятельности руководства организаций внутри туристической компании по определению целей фирмы, стратегий, структур, распределению средств по статьям бюджета и т.п.;
  • насыщению рынка туристскими услугами, существованию рынка покупателей;
  • острой конкурентной борьбе за клиента между туристскими организациями.

Для рационализации логистического управления в процессе формирования, продвижения и реализации туристского продукта необходимо научиться оценивать параметры качества услуг и строить управление таким образом, чтобы сводить к минимуму отклонения фактического уровня качества услуг от ожидаемого.

Для этого необходимо использовать такие известные приемы и методы оценок, как анкетные опросы покупателей, экспертные оценки, обработку статистических данных и др.

В связи с этим в современных условиях возникает необходимость обеспечения быстро развивающейся туристской отрасли профессионально подготовленными кадрами, владеющими современными методами логистического менеджмента. Логистика является системой, содержащей функциональные области, каждая из которых решает определенные проблемы.

В состав системы входят:

  • информация – планирование туров, обработка заказов, прогнозирование спроса;
  • перевозка туристов – выбор вида транспорта и компанииперевозчика;
  • кадры, обслуживающие туристов;
  • обслуживающее производство – подразделения логистики, которые обслуживают процесс формирования тура и оказания услуг потребителю.

Производственные мощности и экономическая приспосабливаемость туристского предприятия имеют актуальное значение для функционирования логистической системы.

В сфере туризма выделяют следующие элементы логистической системы, которые нужно учитывать при ее разработке:

  • число и размещение филиалов туристической фирмы, которые необходимо рассчитывать с учетом количества туристов, которое фирмы реально могут обслужить, а также доступности и привлекательности места расположения офисов;
  • связь – для эффективной работы все подразделения, входящие в логистическую систему, должны быть связаны информационной, контрольной и транспортной сетью;
  • информационная связь должна быть четко налажена, в этих целях, как правило, используются компьютерные технологии (сеть Интернет, е-mail);
  • транспортная модель, оптимальность которой в большинстве случаев определяется поставщиком транспортных услуг.

Основное отличие логистического подхода к управлению потоками на основе инновационной логистики от традиционного управления ресурсами заключается в интегрированном подходе к управлению бизнес-процессами. При использовании такого подхода предприятие достигает оптимального уровня адаптивности к внешним изменениям, предлагает необходимое количество турпакетов на конкретном рынке, где они окажутся востребованными в нужное время, добивается синхронизации заказов и транспорта, снижения издержек.

Логистическая система, согласно интегральной парадигме, рассматривается как единое целое, как интегрированная система, объединяющая весь жизненный цикл формирования, продвижения и реализации туристского продукта в соответствии с запросами потребителей.

Следовательно, данная парадигма представляет собой ситуационную и комбинированную перспективу по организации туристского бизнеса, как на внутрифирменном, так и на межфирменном уровнях. Усиление конкуренции во всех сферах хозяйствования требует постоянной трансформации и адаптации логистических систем к непрерывно изменяющимся внутренним и внешним условиям: возрастание скорости материальных, финансовых и информационных потоков, усложнение финансовых взаимоотношений между логистическими звеньями, уменьшение числа взаимосвязей в рамках организационноэкономических отношений в логистических системах.

Туристские формы вынуждены разрабатывать долгосрочные планы перевозок туристов за границу, бронирования блоков мест в гостиницах.

В таких случаях необходимо заранее, до начала сезона, планировать примерное количество туристов, которое придется обслужить фирме. Финансовый риск таких решений может быть действительно ощутим. Например, забронировав на сезон целый самолет, в случае снижения покупательной способности населения, смены вкусов или ухудшения политической обстановки в стране отдыха, турфирма почти наверняка понесет огромные убытки. Поэтому крупные компании все больше обращаются к методам анализа риска. Планы необходимо пересматривать и исправлять ежесезонно, а иногда и чаще, ориентируясь на сложившуюся на рынке ситуацию. Проекты логистики выгодны очень большим компаниям с собственными аналитиками, способными их разрабатывать.

В то же время небольшие компании, которых на туристском рынке большинство, теряют возможность увеличения своих прибылей и снижения издержек, так как не считают нужным направлять усилия на проведение экономического анализа.

При разработке стратегии планирования турфирмы логистическая политика должна являться частью производственно-функциональной стратегии, которая, наряду с маркетинговой и организационной, является частью общей хозяйственной стратегии. В логистическую систему при разработке стратегии должны быть включены транспортные перевозки и издержки, процесс оказания услуг, обработка заказов, системы организации, планирования и контроля. Один из технических приемов разработки логистической стратегии заключается в анализе обычного логистического равновесия между услугами и издержками.

К этому добавляется также комплексность: количество поставщиков услуг, источников поступления заказов, филиалов и представительств, сезонность, разнообразие продукции. Все это увеличивает сложность и неопределенность операций, поэтому необходимо сделать более простым и управляемым весь хозяйственный процесс.

Решение стратегических хозяйственных проблем, в первую очередь, таких как повышение прибыли, осуществляется при помощи подбора группы специалистов разного профиля во всех ключевых областях логистической системы и проводится в два этапа.

На первом этапе выявляются стратегическая цель и направление хозяйственного развития фирмы в будущем и изучаются следующие вопросы:

  • изменение рыночных потребностей – анализ рынков может показать, что в объемах продукции, проходящей по разным каналам распределения, происходят сдвиги в пользу какого-либо канала;
  • повышение требований к логистике – сдвиг в распределительных каналах должен отразиться на повышении требований к логистике как системе в плане сроков, надежности и комплексности обслуживания;
  • сегментация продукции по принципу – на ограниченное число туров приходится основной туристский поток;
  • гибкая производственная система должна реагировать на изменение рыночных потребностей;
  • внимание к отдельным видам деятельности – следует обращать внимание не только на некоторый ассортимент массового и специализированного турпродукта, но и на специфические виды деятельности (например, оформление виз и страховок);
  • гибкость – в условиях быстро меняющегося рынка логистическая система должна обладать способностью краткосрочной адаптации, поэтому важна гибкость конечного стратегического направления;
  • повышение логистических показателей поставщиков связано с разработкой различных мероприятий по оказанию туристских услуг клиентам, это гораздо легче осуществлять при наличии обратной интеграции.

На первом этапе выявляются также текущее состояние всех хозяйственных функциональных областей, проблемы и «узкие» места фирмы; разрабатывается план действий по увеличению прибыли, в котором учитываются цели, ресурсы, графики и взаимозависимости, различные хозяйственные варианты для достижения целей. На втором этапе вырабатывается подробный общий хозяйственный план фирмы, который подтверждает  тратегическое направлениепервого этапа.

В содержание стратегического направления входят:

  • производственные мощности – определяются объемами производства, ассортиментом предлагаемой турпродукции, рынками – оптимальными показателями для увеличения прибыли;
  • виды транспорта – исследуются различные перевозчики в плане издержек и возможности удовлетворять логистические потребности производственной системы;
  • контрольные системы – следят за результатами деятельности;
  • поставщики – оцениваются их финансовые результаты;
  • общий хозяйственный план – логистические проекты по каждой функциональной области тесно увязываются с общим хозяйственным планом, содержащим полную финансовую оценку, распределение ресурсов, управление логистической системой и т. д.

Приведенная логистическая схема разработки хозяйственной стратегии направлена на эффективную работу производства, повышение прибыли, а также на достижение значительных преимуществ перед конкурентами.

В компании, ориентированной на обслуживание потребителей (турагент), стратегию диктуют продажи и маркетинг. Ключевые решения касаются типа распространяемых туров и их сочетания; типа обслуживаемых потребителей и уровня предоставляемого сервиса.

Ключевыми являются решения, связанные с подходами к ценовой политике, а также с установлением сферы влияния на продажи. После того, как задана ориентация на обслуживание клиентов, следуют необходимые производственные решения. В компаниях, ориентированных на производство (туроператоры), прежде всего, определяются и решаются проблемы производственной стратегии.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)