Причины нарушений слуха и дети с нарушениями слуха

Современные исследователи в области сурдопсихологии (Д. И. Тарасов, А. Н. Наседкин, В. П. Лебедев, О. П. Токарев и др.) пришли к выводу, что все при­чины и факторы нарушений слуха следует разделить на три группы. Первая группа – это причины и факторы, приводящие к возникновению наследствен­ной глухоты или тугоухости.

Вторая группа – факторы, воздействующие на раз­вивающийся плод во время беременности матери или приводящие к общей ин­токсикации организма матери в этот период {врожденное нарушение слуха). Третья группа – факторы, действующие на сохранный орган слуха ребенка в процессе его жизни (приобретенное нарушение слуха).

Вместе с тем исследо­ватели полагают, что достаточно часто поражение слуха возникает под Дей­ствием нескольких факторов, оказывающих воздействие в различные периоды развития ребенка. Соответственно они выделяют фоновые и манифестные факторы. Фоновые факторы, или факторы риска, создают благоприятный фон для развития глухоты Или тугоухости. Манифестные факторы вызывают резкое ухудшение слуха.

К числу фоновых факторов, чаще наследственного происхождения, следу­ет отнести различные нарушения метаболизма (обмена веществ), которые ве­дут к постепенному накоплению шлаков в организме, неблагоприятно воздей­ствующих на различные органы и системы, в том числе на орган слуха.

Фоно­выми факторами врожденного происхождения могут быть перенесенная ма­терью во время беременности вирусная инфекция, или неблагоприятные воз­действия на плод антибиотиков, каких-либо химических веществ, или асфиксия при родах. Эти факторы могут не привести к появлению тугоухости, но вызвать такие повреждения слухового анализатора, что последующие воздействия но­вого фактора (например, заболевание ребенка гриппом, ветряной оспой, паро­титом) вызовут выраженное нарушение слуха.

Для выявления причин нарушений слуха в каждом конкретном случае необходимо прослеживать все наследственные факторы, которые могут обу­словить появление нарушения слуха у ребенка: факторы, действовавшие в процессе беременности матери и при родах, и факторы, воздействовавшие на ребенка при его жизни. Как мы уже говорили, выделяют три основные группы детей с нарушения­ ми слуха: глухих, слабослышащих (тугоухих) и позднооглохших.

Глухие дети имеют глубокое стойкое двустороннее нарушение слуха, кото­рое может быть наследственным, врожденным или приобретенным в раннем детстве – до овладения речью. Если глухих детей не обучают речи специаль­ными средствами, они становятся немыми – глухонемыми, как называли их не только в быту, но и в научных работах до 1960-х гг. У большинства глухих де­тей имеется остаточный слух. Они воспринимают только очень громкие звуки (силой от 70–80 дБ) в диапазоне не выше 2000 Гц.

Обычно глухие лучше слы­шат более низкие звуки (до 500 Гц) и совсем не воспринимают высокие (свыше 2000 Гц). Если глухие ощущают звуки громкостью 70–85 дБ, то принято считать, что у них тугоухость третьей степени. Если же глухие ощущают только очень громкие звуки – силой более 85 или 100 дБ, то состояние их слуха определяет­ся как тугоухость четвертой степени. Обучение речи глухих детей специальны­ ми средствами только в редких случаях обеспечивает формирование речи, приближающееся к нормальному.

Таким образом, глухота вызывает вторичные изменения в психическом развитии ребенка – более медленное и протекающее с большим своеобразием развитие речи. Нарушение слуха и речевое недораз­витие влекут за собой изменения в развитии всех познавательных процессов ребенка, в формировании его волевого поведения, эмоций и чувств, характера и других сторон личности.

Для психического развития глухих детей, как и всех других, имеющих нару­шения слуха, является чрезвычайно значимым, как организуется процесс их воспитания и обучения с раннего детства, насколько в этом процессе учитыва­ется своеобразие психического развития, насколько систематически реализу­ются социально-педагогические средства, обеспечивающие компенсаторное развитие ребенка.

Слабослышащие (тугоухие) – дети с частичной недостаточностью слуха, приводящей к нарушению речевого развития. К слабослышащим относятся дети с очень большими различиями в области слухового восприятия. Слабо­ слышащим считается ребенок, если он начинает слышать звуки громкостью от 20 – 50 дБ и больше (тугоухость первой степени) и если он слышит звуки толь­ко громкостью от 50–70 дБ и больше (тугоухость второй степени).

Соответ­ственно у разных детей сильно варьирует и диапазон слышимых звуков по вы­соте. У одних он почти не ограничен, у других приближается к высотному слуху глухих. У некоторых детей, которые развиваются как слабослышащие, опреде­ляется тугоухость третьей степени, как у глухих, но при этом отмечается воз­можность воспринимать звуки не только низкие, но и средней частоты (от 1000 до 4000 Гц).

Недостатки слуха у ребенка приводят к замедлению в овладении речью, к восприятию речи на слух в искаженном виде. Варианты развития речи у слабослышащих детей очень велики и зависят от индивидуальных психофизических особенностей ребенка и от тех социально-педагогических условий, в которых он находится, воспитывается и обучается. Слабослышащий ребенок даже с ту­гоухостью второй степени к моменту поступления в школу может иметь развитую, грамматически и лексически правильную речь с небольшими ошибками в произношении отдельных слов или отдельных речевых звуков. Психическое развитие такого ребенка приближается к нормальному.

И в то же время слабо­слышащий ребенок с тугоухостью всего лишь первой степени при неблагопри­ятных социально-педагогических условиях развития к 7-летнему возрасту мо­жет пользоваться только простым предложением или только отдельными сло­вами, при этом речь его может изобиловать неточностями произношения, сме­шениями слов по значению и разнообразными нарушениями грамматического строя. У таких детей наблюдаются особенности во всем психическом развитии, приближающиеся к тем, которые характерны для глухих детей.

Позднооглохшие – это дети, потерявшие слух вследствие какой-либо бо­лезни или трамвы после того, как они овладели речью, т.е. в 2–3-летнем и бо­лее позднем возрасте. Потеря слуха У таких детей бывает разная – тотальная, или близкая к глухоте, или близкая к той, что наблюдается у слабослышащих. У детей Может появиться тяжелая психическая реакция на то, что они не слышат многие звуки или слышат их искаженными, не понимают, что им говорят.

Это иногда ведет к полному отказу ребенка от какого-либо общения, даже к психи­ческому заболеванию. Проблема состоит в том, чтобы научить ребенка воспри­нимать и понимать устную речь. Если у него имеются достаточные остатки слуха, то это достигается с помощью слухового аппарата. При малых остатках слуха обязательным становится восприятие речи с помощью слухового аппа­ рата и чтения с губ говорящего.

При тотальной глухоте необходимо использо­вать дактилологию, письменную речь и, возможно, жестовую речь глухих. При совокупности благоприятных условий воспитания и обучения позднооглохшего ребенка развитие его речи, познавательных и волевых процессов приближает­ся к нормальному. Но в очень редких случаях преодолевается своеобразие в формировании эмоциональной сферы, личностных качеств и межличностных отношений.

У детей с нарушениями слуха всех групп возможны еще дополнительные первичные нарушения различных органов и систем. Известно несколько форм наследственного нарушения слуха, которое сочетается с поражением зрения, кожной поверхности, почек и других органов (синдром Ушера, Альстрема, Вар­ денбурга, Альпорта, Пендреда и др.).

При врожденной глухоте или тугоухости, возникшей из-за заболевания матери в первые два месяца беременности крас­нухой, как правило, наблюдается также поражение зрения (катаракта) и вро­жденная кардиопатия (триада Грига). При этом заболевании у родившегося ре­бенка может наблюдаться также микроцефалия и общая мозговая недоста­точность.

При гемолитической болезни новорожденных, причиной которой может быть несовместимость крови плода и матери по резус-фактору или по принад­лежности их крови к разным группам, возможно нарушение слуха, которое мо­жет сочетаться: с общим поражением мозга и олигофренией, с диффузным по­ражением мозга, с задержкой психофизического развития, с выраженным ги­перкинетическим синдромом в результате поражения подкорковых отделов мозга, с поражением ЦНС в виде спастических парезов и параличей, с легким поражением нервной системы в сочетании со слабостью лицевого нерва, косо­глазием, другими глазодвигательными нарушениями и общей задержкой мо­торного развития. При этом нарушение слуха может быть обусловлено на­рушениями функций мозговых систем, в которых должен осуществляться ана­лиз и синтез звуковых воздействий.

Приобретенное нарушение слуха, возникшее вследствие травмы черепа, может быть связано с нарушением не только рецепторного отдела слухового анализатора, но и его проводящих путей и корковой части. Перенесенный ре­бенком менингит или менингоэнцефалит может вызвать нарушение слуха и привести к мозговой недостаточности большей или меньшей степени.

При некоторых формах наследственной глухоты или тугоухости, при ряде заболеваний, приводящих к поражению слуха внутриутробно, а также при раз­личных воспалительных процессах в области среднего и внутреннего уха пора­жается вестибулярный аппарат.
Вместе с тем сложные, комплексные нарушения, включающие поврежде­ние слуха и других систем, могут возникать под воздействием разных причин и в разное время.

Таким образом, у глухих и слабослышащих детей помимо нарушений слуха могут встречаться следующие виды нарушений:

  • нарушения деятельности вестибулярного аппарата;
  • разные варианты нарушения зрения;
  • минимальная мозговая дисфункция, приводящая к первичной задержке психического развития. При этом какие-либо отрицательные факторы могут прямо воздействовать на мозг, или, в другом случае, мозговая недостаточность возникает вследствие тяжелых соматических болезней: сердечно-сосудистой системы, дыхательной, выделительной и т. д., – изменяющих работу мозга;
  • обширное поражение мозга, вызывающее олигофрению;
  • нарушения мозговых систем, ведущих к детскому церебральному парали­чу или другим изменениям в регуляции двигательной сферы;
  • локальные нарушения слухоречевой системы мозга (корковых и подкор­ковых образований);
  • заболевания центральной нервной системы и всего организма, ведущие к психическим заболеваниям (шизофрении, маниакально-депрессивному психозу и др.);
  • тяжелые заболевания внутренних органов – сердца, легких, почек, пище­варительной системы и др., ведущие к общему ослаблению организма;
  • возможность глубокой социально-педагогической запущенности.

Предмет сурдопсихологии состоит в раскрытии закономерностей психиче­ского развития детей с нарушениями слуха от рождения и до взрослого возрас­та, а также в характеристике возможных особенностей психики неслышащих и слабослышащих взрослых.

Задачи сурдопсихологии – определение условий и факторов, положитель­но и отрицательно влияющих на развитие психики детей с нарушениями слуха, выделение социально-педагогических направлений, способствующих опти­мальному психическому развитию этих детей.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)